вторник, 29 декабря 2020 г.

Сайн-Витгенштейн (Karl Christian Gustav Friedrich von Sayn-Wittgenstein) Карл Христиан Густав Фридрих (1773-1812)

Сайн-Витгенштейн (Karl Christian Gustav Friedrich von Sayn-Wittgenstein) Карл Христиан Густав Фридрих (1773-1812) – граф фон Сайн-Витгенштейн (Graf von Sayn-Wittgenstein), полковник (Oberst) баварской службы (29 апреля 1809 года). Родился 31 октября 1773 года в семье графа Фридриха Карла фон Сайн-Витгенштейна (Friedrich Karl von Sayn-Wittgenstein) (1703-1786) и его супруги Софии Фердинанды фон Сайн-Витгенштейн (Sophie Ferdinande Helena von Sayn-Wittgenstein) (1741-1774). В чине подполковника (Oberstleutnant) 1-го полка шеволежёров (1 Chevaulegers-Regiment «Graf Minucci») участвовал в Австрийской кампании 1809 года в составе кавалерийской бригады генерал-майора барона фон Цандта (Johann Friedrich von Zandt) (1744-1809) 1-й дивизии генерал-лейтенанта графа фон Деруа (Bernhard Erasmus von Deroy) (1743-1812), сражался 11-12 апреля при Иннсбруке (Innsbruck), 16 апреля при Брикснер-Клаузе (Brixner Klause), 19 апреля при Арнхофене (Arnhofen), 21 апреля при Ландсгуте (Landshut), 22 апреля при Экмюле (Eckmuhl) и 23 апреля при Регенсбурге (Regensburg), 29 апреля 1809 годаполковник, командир 1-го полка шеволежёров, сражался 3 октября при Оберальме (Oberalm), 17 октября при Йеттенберге (Jettenberg) и 18 октября 1809 года при Вейсбахе (Weissbach), после окончания боевых действий служил в гарнизоне Мюнхена (Munchen). В начале 1812 года состоял в 1-й кавалерийской бригаде (1-й, 3-й и 6-й полки шеволежёров) генерала графа фон Зейдевица (Curt Friedrich August von Seydewitz) (1769-1816) I-го баварского армейского корпуса, 1 июля 1812 года присоединился с полком (19 офицеров, 489 нижних чинов, 73 офицерских и 496 верховых лошадей) к 17-й лёгкой бригаде (Саксонские шеволежёры Принца Альбрехта (Chevaulegers-Regiment «Prinz Albrecht»), 1-й и 2-й полки баварских шеволежёров) генерала Домманже (Jean-Baptiste Dommanget) (1769-1848) 3-й дивизии лёгкой кавалерии генерала Шастеля (Louis-Aime Chastel) (1774-1826) III-го резервного кавалерийского корпуса генерала Груши (Alphonse-Frederic-Emmanuel de Grouchy) (1789-1864) и принял участие в Русском походе, сражался при Витебске, Смоленске, Вязьме и Бородино, где получил смертельное ранение при атаке на Большой редут и умер на руках своих солдат в возрасте 38 лет (после смерти полковника полк возглавил майор барон фон Цвейбрюккен Карл Август (Karl August von Zweybrucken) (1784-1812), который вскоре и сам получил тяжёлое пулевое ранение в живот и умер 5 октября 1812 года в Можайске). Из дневника баварского баталиста Альбрехта Адама (Albrecht Adam) (1786-1862), присутствующего при сражении и отобразившего гибель графа фон Сайн-Витгенштейна: «Среди многочисленных жертв этого дня мы сожалели также о графе Витгенштейне, полковнике одного из полков баварской лёгкой кавалерии. После полудня он был поражён ядром, выпущенным с редута, и смертельно ранен. Немного времени спустя он скончался как герой. Вечером того же дня его полк имел на поле сражения всего тридцать солдат и двух офицеров. Все остальные были убиты или ранены». С 28 мая 1808 года был женат на графине Казимире Марии Луизе Антуанетте фон Форбах фон Цвейнбрюккен (Casimira Maria Louise Antoinette von Forbach von Zweybrucken von Rechberg und Rothenlowen) (1787-1846), от которой имел сыновей Христиана (Christian von Sayn-Wittgenstein) (1809-1837) и Густава (Gustav von Sayn-Wittgenstein) (1811-1846).


«Бесстрашный» (Dauntless)

«Бесстрашный» (Dauntless) – британский шлюп строевого класса (Combatant-class sloop). Заложен 29 мая 1804 года на верфи Уильяма Гибсона (William Gibson Shipyard) в Кингстоне ( Kingston) по проекту Джона Стэнифорта (John Staniforth) (1771–1830), спущен на воду в ноябре 1804 года - водоизмещение 450 тонн, длина корпуса 117 футов 10 дюймов (35 метров 92 сантиметра), осадка 11 футов 3 дюйма (3 метра 43 сантиметра), на вооружении 22 24-фунтовых карронады. 21 января 1805 года доставлен на верфи Вулвича (Woolwich Dockyard), 27 марта 1805 года поступил под команду капитана Хью Пиго (Hugh Pigot) (1775-1857) и определён в состав флотилии Даунса (Downs, English Channel), предназначенной для обороны побережья от возможного французского вторжения, в июле 1805 года переведён на морскую станцию Северного моря (North Sea station) и 22 января 1806 года поступил под команду капитана Чарльза Джонса (Charles Jones), которого 7 марта 1806 года сменил коммодор Уильям Кук (William Cook), 18 октября 1806 года командование шлюпом принял коммодор Кристофер Стрейчи (Christopher Strachey) (1778-1855). Весной 1807 года прибыл в Северный Ярмут (North Yarmouth), откуда совместно с 22-пушечным шлюпом «Valorous» коммодора Манжена (Reuben Cailland Mangin) (1780-1846) и 22-пушечным шлюпом «Combatant» коммодора Маккензи (Alexander Richard Mackenzie) отплыл в Балтийское море (Baltic Sea) для конвоирования военных поставок и поддержки наземных операций союзников против французов, 12 мая 1807 года участвовал в транспортировке российского корпуса (8 000 человек) генерала графа Николая Михайловича Каменского (1776-1811), направленного для поддержки прусского гарнизона генерала графа фон Калкрейта (Friedrich Adolf von Kalkreuth) (1737-1818), осаждённого в крепости Данциг (Danzig) X-м армейским корпусом маршала Лефевра (Francois-Joseph Lefebvre) (1755-1820), 15 мая поддерживал огнём высадку десанта, который после яростного боя был с большими потерями отброшен прибывшими к Данцигу подкреплениями - три полка резервного корпуса (Corps de reserve) маршала Ланна (Jean Lannes) (1769-1809), гренадёрская дивизия генерала Удино (Charles-Nicolas Oudinot) (1767-1848) и полк из VIII-го корпуса маршала Мортье (Adolphe-Edouard-Casimir-Joseph Mortier) (1768-1835). 19 мая 1807 года получил приказ подняться по Висле (Wisla), разрушить построенный французскими сапёрами понтонный мост на остров Холмен (Holmen-Insel), прорваться к крепости и доставить в Данциг груз овса и 600 баррелей пороха – операция началась удачно, коммодору Стрейчи удалось разрушить мост, но из-за чрезмерной загруженности шлюп потерял управление и выбросился на песчаный берег острова Холмен в пределах огня французской артиллерии, после чего подвергся бомбардировке и обстрелу подоспевшей вражеской лёгкой пехоты – после часового ожесточённого боя Стрейчи вынужден был поднять белый флаг (в плен попали командир шлюпа и 80 моряков экипажа). Впоследствие шлюп вошёл в состав французского флота под именем «Le Sans Peur» и дальнейшая его судьба неизвестна.

«Capture de la sloop anglaise «Dauntles» 19 mai 1807», par Benjamin Zix (1772-1811)

Стрейчи (Christopher Strachey) Кристофер (1778-1855)

Стрейчи (Christopher Strachey) Кристофер (1778-1855) – капитан Королевского военно-морского флота (Royal Navy) (28 июня 1814 года). Родился 10 октября 1778 года в семье капеллана Джона Стрейчи (John Strachey (1738- ) и его супруги Энн Уомбвелл (Anne Wombwell) (1750- ), 17 февраля 1792 года в возрасте 13 лет поступил в Дептфорде (Deptford) на морскую службу слугой капитана (Captain,s Servant) Гайда Паркера (Sir Hyde Parker) (1739-1807), командира королевской яхты «Royal Charlotte», в следующем году совершил плавание до Лиссабона (Lisbon) на борту 38-пушечного фрегата «Phaeton» капитана Дугласа (Sir Andrew Snape Douglas) (1761-1797), в апреле 1794 года определён на 100-пушечный линейный корабль «Queen Charlotte», флагман адмирала Хоу (Sir Richard Howe) (1725-1799), затем адмирала Кейта (Sir George Keith Elphinstone) (1746-1823), в сражении против французской эскадры контр-адмирала Вилларе де Жуайеза (Louis-Thomas Villaret de Joyeuse) 28-29 мая 1794 года при Уэссане (Ushant) получил осколочное ранение, но уже 1 июня участвовал во втором сражении при Уэссане (Glorious First of June), в 1795 году некоторое время служил на борту 32-пушечного фрегата «Niger» капитана Фута (Edward James Foote) (1767-1833), но вскоре возвратился на «Queen Charlotte». 15 марта 1798 года – лейтенант 24-пушечного фрегата «Hyaena» капитана Бойла (Courtnay Boyle) (1770-1844), 29 апреля 1802 года – коммодор, служил на Средиземном море (Mediterranean) на борту 28-пушечного фрегата «Resourse» капитана Джона Криспо (John Crispo) (1773-1841), 28-пушечного фрегата «Heldin» капитана Джона Филлипса (John Phillips) и 110-пушечного линкора «Ville de Paris», флагмана адмиралов Джона Джервиса (John Jervis) (1735-1823) и Корнуоллиса (Sir William Cornwallis) (1744-1819), 17 мая 1803 года – командир 18-пушечного шлюпа «Jalouse», 14 июня 1803 года отличился в бою у мыса Блан-Нез (Cap Blanc-Nez, Pas-de-Calais), где совместно с 36-пушечным фрегатом «Immortalite» капитана Оуэна (Edward William Campbell Rich Owen) (1771-1849) и 18-пушечным шлюпом «Cruizer» коммодора Хэнкока (John Hancock) атаковал под огнём береговых батарей и захватил французские 4-пушечную шхуну «L,Inabordable» и 4-пушечный бриг «La Commode». В августе 1804 года вследствие болезни передал командование шлюпом лейтенанту Кертису (Sir Lucius Curtis) (1786-1869), будущему адмиралу Флота и сошёл на берег на острове Мальта (Malta), в следующем году возобновил свои функции на борту «Jalouse» и в мае 1806 года возвратился в Англию. 18 октября 1806 года – командир 22-пушечного шлюпа «Dauntless», весной 1807 года прибыл в Северный Ярмут (North Yarmouth), откуда совместно с 22-пушечным шлюпом «Valorous» коммодора Манжена (Reuben Cailland Mangin) (1780-1846) и 22-пушечным шлюпом «Combatant» коммодора Маккензи (Alexander Richard Mackenzie) отплыл в Балтийское море (Baltic Sea) для конвоирования военных поставок и поддержки наземных операций союзников против французов, 12 мая 1807 года участвовал в транспортировке российского корпуса (8 000 человек) генерала графа Николая Михайловича Каменского (1776-1811), направленного для поддержки прусского гарнизона генерала графа фон Калкрейта (Friedrich Adolf von Kalkreuth) (1737-1818), осаждённого в крепости Данциг (Danzig) X-м армейским корпусом маршала Лефевра (Francois-Joseph Lefebvre) (1755-1820), 15 мая поддерживал огнём высадку десанта, который после яростного боя был с большими потерями отброшен прибывшими к Данцигу французскими подкреплениями, 19 мая 1807 года получил приказ подняться по Висле (Wisla), разрушить построенный французскими сапёрами понтонный мост на остров Холмен (Holmen-Insel), прорваться к крепости и доставить в Данциг груз овса и 600 баррелей пороха – операция началась удачно, ему удалось разрушить мост, но из-за чрезмерной загруженности шлюп потерял управление и выбросился на песчаный берег острова Холмен в пределах огня французской артиллерии, после чего подвергся бомбардировке и обстрелу подоспевшей вражеской лёгкой пехоты – после часового ожесточённого боя Стрейчи вынужден был поднять белый флаг (в плен попали командир шлюпа и 80 моряков экипажа). Оставался во Франции в качестве военнопленного вплоть до окончания боевых действий, после возвращения на родину предстал перед военным судом (Court-martial), был безоговорочно оправдан и удостоен высокой оценки его доблести и духа, 28 июня 1814 года – капитан, 1 октября 1816 года вышел в отставку. Умер 5 мая 1855 года в Лондоне в возрасте 76 лет. Кавалер российского ордена Святого Владимира 4-й степени (20 марта 1820 года). Во время своего пребывания в плену во Франции женился на Маргарите де Рош д,Обермениль (Marguerite de Roche d,Aubermesnil), дочери Марии-Мадлен-Шарлотты д,Обермениль (Marie-Madelaine-Charlotte d,Aubermesnil) (1768-1828) и бывшего подполковника королевской пехоты шевалье Филиппа-Анри де Рош (Philippe-Henri de Roche) (1742-1835), от которой имел четверых сыновей и трёх дочерей.