Колльер (Sir George Ralph Collier) Джордж Ральф, сэр (1774-1824)
– 1-й баронет (1st Baronet)
(20 сентября 1814 года), капитан военно-морского флота (Royal Navy) (22 апреля 1802 года).
Родился в 1774 году в Лондоне (London)
в семье чиновника продовольственного ведомства (Victaulling Board) Ральфа Колльера (Ralph Collier) и его супруги
Генриетты Марии Джексон (Henrietta Maria Jackson),
образование получил в Морской Академии Челси (Chelsea Maritime Academy), в январе 1784 года
в возрасте 9 лет поступил в Портсмуте (Portsmouth, Hampshire) на
морскую службу слугой капитана (captain,s servant) 74-пушечного линейного
корабля «Triumph» под
командой капитана Аффлекa (Philip Affleck) (1726-1799), в январе 1787 года –
мичман (midshipman) 28-пушечного
фрегата «Carysfort»
капитана Смита (Matthew Smith) (1763-1840), в июне 1790 года переведён на борт
50-пушечного фрегата «Salisbury»
капитана Пеллью (Edward Pellew) (1757-1833),
флагмана вице-адмирала Милбэнкa (Mark Milbanke) (1724-1805) на морской станции
Ньюфаундленда (Newfoundland Station),
а в декабре того же года – на 104-пушечный линейный корабль «Victory» капитана Найта (Sir John Knight) (1747-1831) в составе
Флота Канала (Channel Fleet).
В марте 1791 года – мичман 32-пушечного фрегата «Juno» капитана Худа (Sir Samuel Hood) (1762-1814), в том же
году переведён на судно Ост-Индской компании (Honourable East India Company) «Winchelsea», на борту которой 3 сентября
1792 года потерпел крушение на рифах в Мозамбикском проливе (Mozambique Channel) - вместе с
оставшимися в живых членами команды добрался до Мадагаскара (Madagascar), откуда в мае 1793 года
отплыл в Англию на борту португальского брига, но по пути был захвачен
французским капером и в качестве военнопленного содержался на острове
Иль-де-Франс (Ile de France).
В конце 1794 года получил свободу, добрался до Мадраса (Madras) и в июне 1795 года назначен на
борт 74-пушечного линейного корабля «Suffolk», флагмана командующего флотом в Вест-Индии (West Indies) адмирала Питера Ренье-младшего (Peter Rainier-Junior) (1741-1808), 31 июля 1795 года – командир тендера «Suffolk», 22 января 1796 года
– лейтенант (Lieutenant),
совершил круиз к Мысу Доброй Надежды (Cape of Good Hope), после чего его судно было признано непригодным для
плавания. В мае 1799 года возвратился в Англию и 2 июня того же года определён
на борт 64-пушечного линейного корабля «Zealand» капитана Паррa (Thomas Parr) ( -1800), 29 июля 1799 года
– первый лейтенант (First Lieutenant) 50-пушечного фрегата «Isis», флагмана адмирала Митчелла (Sir Andrew Mitchell) (1757-1806), в
августе-октябре 1799 года принимал участие во вторжении в Нидерланды (Netherlands), находился при
захвате 12 батавских кораблей контр-адмирала Стори (Samuel Story) (1752-1811) 28 августа в Дьепе (Dieppe) и 30 августа 1799
года в Влитере (Vlieter),
после чего руководил транспортировкой призов в Англию. 3 сентября 1799 года –
коммодор (Сommander),
18 октября 1799 года – командир 18-пушечного шлюпа «Victor», на борту которого сопровождал
транспортные конвои на Балтике (Baltic),
в 1801 году направлен в Ост-Индию (East Indies), участвовал в транспортировке экспедиционного корпуса генерала
Аберкромби (Sir Ralph Abercromby) (1734-1801) в Красное море (Red Sea), а при возвращении в
Индийский океан (Indian Ocean)
атаковал 1 сентября 1801 года у атолла Диего-Гарсиа (Diego Garcia, Seychelles) французский 18-пушечный
корвет «Fleche»
капитана Бонами (Eustache-Marie-Joseph Bonamy) (1761-1830) - в коротком поединке
его корабль получил тяжёлые повреждения, но уже 5 сентября у острова Мае (Mahе Island) настиг
своего противника, который после 2-часового боя сел на мель и был сожжён
собственной командой. 22 апреля 1802 года – капитан (Captain), командир 50-пушечного фрегата
«Leopard», на борту
которого возвратился 24 февраля 1803 года в Портсмут и до 20 января 1806 года
служил на суше, командуя морскими добровольцами (Sea Fencibles) в Ливерпуле (Liverpool). В феврале 1806
года назначен командиром 32-пушечного фрегата «Minerva», на борту которого крейсировал
у Испанского и Португальского побережья, 27 апреля 1806 года
захватил у мыса Финистерре (Cape Finisterre) испанский 14-пушечный капер
«Finisterre», 22 июня 1806 года высадил на побережье десант, захвативший форт,
восемь пушек и пять каботажных судов, 3 октября 1806 года атаковал испанскую канонерскую лодку в заливе Ароза
(Arosa Bay)
и взял в качестве приза сопровождающий её катер. 22
апреля 1807 года – командир 36-пушечного фрегата «Surveillante», участвовал в экспедиции генерала Каткарта (William Schaw Cathcart) (1755-1843) против Копенгагена (Copenhagen), 7 сентября 1807
года присутствовал при капитуляции датского главнокомандующего генерал-майора
Пеймана (Heinrich Ernst Peymann)
(1737-1823), 16 сентября доставил в Адмиралтейство (Admiralty) депеши адмирала Гамбьера (James Gambier) (1756-1833) и 19
сентября 1807 года награждён рыцарским достоинством. Служил в Ла-Манше (Channel), в ноябре 1807 года доставил
в Плимут (Plymouth)
74-пушечный линкор «Orion»
капитана Диксона (Sir Archibald Collingwood Dickson)
(1772-1827), снятый с мели на побережье Лориента (Lorient, Morbihan), в январе 1808 года направлен с дипломатической миссией в Бразилию (Brazil) и с 11 марта 1808
года служил в Рио-де-Жанейро (Rio-de-Janeyro) под командой контр-адмирала
Смита (Sir William Sidney Smith)
(1764-1840), 11 марта 1809 года вернулся в Фалмут (Falmouth) и 15 апреля отплыл в
Португалию, имея на борту назначенного главнокомандующим генерал-лейтенанта Уэлсли (Arthur Wellesley)
(1769-1852) и его штаб, затем забрал в Кадисе (Cadiz) предыдущего командующего
генерал-лейтенанта Крэддока (Sir John Francis Cradock,
1st Baron Howden) (1759-1839), которого
2 июня 1809 года доставил в Гибралтар (Gibraltar). В конце июля возвратился в Портсмут и с сентября
крейсировал у побережья Лориента, 30 октября 1809 года захватил в Бискайском
заливе (Bay of Biscay)
французский 18-пушечный корвет «Le Milan»,
направляющийся с депешами на Гваделупу (Guadeloupe), 3 декабря 1809 года захватил на рейде Ла-Рошели (La Rochelle, Charente-Maritime)
16-пушечный приватор «La Countess Laura»,
5 сентября 1810 года совместно с 12-пушечным бригом «Constant» лейтенанта Стокса (John Stokes) помешал французскому конвою
выйти из Морбиана (Morbihan)
и под огнём береговых батарей Сен-Гильдас (Saint-Guildas)
и Сен-Жак (Saint-Jacques) в заливе Киберон (Quiberon) захватил французский
торговый бриг, 6 сентября 1810 года направил десантные лодки в устье реки Краш
(Crache) и уничтожил
береговую батарею, 1 мая 1811 года захватил 14-пушечный капер «La Creole». В 1812 году состоял
в эскадре адмирала Попхэма (Sir Home Riggs Popham) (1762-1820) на Северном побережье
Испании (North coast of Spain),
содействовал нападениям партизан на французские гарнизоны Баскского побережья (Basque Country) и поддерживал
продвижение армии герцога Веллингтона, 1 августа 1812 года ранен при нападении испанских
патриотов и морской пехоты фрегата «Surveillante» и линкора «Magnificent» капитана Лейка (Sir Willoughby Thomas Lake) (1773-1847) на
Сантандер (Santander).
В 1813 году возглавил северный морской эскадрон, держал флаг на борту
22-пушечного фрегата «Porcupine»
капитана Эллиота (Robert Elliott) (1769- ), в июле-сентябре оказывал активную
поддержку сухопутным силам при блокаде Сан-Себастиана (San Sebastian), где во время
второго штурма в сентябре 1813 года его лейтенант Дигби Марш (Digby Marsh) (1795-1863), будущий
контр-адмирал, вызвался провести колонну португальской пехоты через пролом
крепостной стены, а затем под сильным огнем возвратился с депешей от командира
штурмовой колонны с просьбой о подкреплении, причём был тяжело ранен и за
храбрость была отмечен командующим артиллерией подполковником Диксоном ((Sir Alexander Dickson) (1777-1840). В ноябре 1813 года – командир 50-пушечного фрегата
«Newcastle», в декабре
1813 года – командир 58-пушечного фрегата «Leander», на борту которого 16 марта 1814 года отплыл из
Портсмута в Северную Америку (North America),
22 июня 1814 года захватил американский 16-пушечный катер «Rattlesnake», а 8 ноября 1814 года у
мыса Сейбл (Cape Sable)
взял в качестве приза 8-пушечную каперскую шхуну «General Putnam». В конце 1814 года во
главе морского эскадрона из фрегата «Leander», 50-пушечного фрегата «Newcastle» капитана Стюарта (George Stuart) (1780-1841) и 40-пушечного
фрегата «Acasta»
капитана Керра (Alexander Robert Kerr) (1770-1831) блокировал американский
44-пушечный фрегат «Constitution»
капитана Стюарта (Charles Stewart) (1778-1869)
в гавани Бостона (Boston, Massachusetts), но последнему 18 декабря удалось
ускользнуть и взять курс на Бермуды (Bermuda), 20 февраля
1815 года «Constitution»
нанёс тяжёлые повреждения британским 22-пушечному шлюпу «Cyane»
капитана Фалькона (Gordon Falcon) (1777-1854) и 20-пушечному
шлюпу «Levant» капитана Дугласа (George Douglas),
который вынужден был спустить флаг, Колльер преследовал американский фрегат до
островов Зелёного мыса (Cape Verde Islands),
где 11 марта 1815 года сумел отбить шлюп «Levant»,
но упустил «Constitution». В июле 1815 года возвратился в Англию, в 1818
году – командующий морской станции Западной Африки (West Africa Station), держал флаг на
борту 36-пушечного фрегата «Creole»,
затем на борту 36-пушечного фрегата «Tartar», активно способствовал предотвращению незаконной
работорговли, за что 17 мая 1820 года избран почётным пожизненным членом
Африканского Института (African Institution),
в 1821 году вернулся на родину. В
1823 году была опубликована работа морского историка Уильяма Джеймса (William
James) (1780-1827) «Naval History», на страницах
которой автор утверждал, что американский фрегат «Constitution» обязан своим спасением
только некомпетентности и трусости капитана Колльера – последний обратился к
Адмиралтейству с требованием очистить его доброе имя, но не получил ответа, ситуация
тяжело сказалась на психическом состоянии офицера и 24 марта 1824 года в Отеле Гордона (Gordon,s Hotel, Albemarle Street, London) Колльер в состоянии
временно помешательства перерезал себе горло бритвой и умер
через пять минут в возрасте 50 лет, несмотря на все усилия слуги, пытавшегося,
спасти его. Коммандор ордена Бани (Commander of the Order of the
Bath) (2 января
1815 года). С 18
мая 1805 года был женат на Марии Лион (Maria Lyon), детей не имел. Портрет
офицера, исполненный в 1814 году живописцем Уильямом Бичи (William Beechey) (1753-1839),
является достоянием Национального Морского музея в Лондоне (National Maritime
Museum, Greenwich, London).
Комментариев нет:
Отправить комментарий