суббота, 26 июля 2025 г.

Готман Андрей Данилович (1790-1865)

Готман Андрей Данилович (1790-1865) – инженер-генерал (20 ноября 1859 года), директор Института Корпуса инженеров путей сообщения (1836-1843 годы). Родился в 1790 году в Санкт-Петербурге, происходил из семьи английского происхождения, с 1808 по 1810 год изучал архитектуру в Санкт-Петербургской Академии художеств, 1 ноября 1810 года в возрасте 20 лет поступил в Институт Корпуса инженеров путей сообщения под руководством генерал-лейтенанта Августина Августиновича Бетанкура (Agustin Jose de Betancourt-y-Molina) (1758-1824), с началом Отечественной войны 1812 года в действующую армию направлены 12 воспитанников, произведённых в подпоручики, в том время как при Институте оставлены лучшие по показателям, такие как будущий подполковник Семён Осипович Пантелеев (1791-1828), будущий инженер-генерал Фёдор Иванович Рерберг (Hermann Friedrich Rоhrberg) (1791-1871), будущий смотритель Таицкого водовода Царскосельского дворцового правления Франц Канабио (1787-1819) и Андрей Готман, назначенный для производства работ по сооружению Каменноостровского моста, открытого для движения 30 августа 1813 года. 23 декабря 1813 года произведён в поручики и оставлен при Институте в качестве профессора рисования и архитектуры, в 1816 году – член «Комитета для строений и гидравлических работ», руководил работами по Обводному каналу и устройством Адмиралтейского бульвара, с 1819 по 1823 год заведовал постройкой здания для Института инженеров путей сообщения, 21 декабря 1820 года – инженер-майор Главного управления путей сообщения, начальник Комиссии для рассмотрения проектов и смет, в 1824 году – инженер-подполковник Гоф-интендантской конторы, разработал проекты канала на Каменном острове и вала, ограждающего от наводнений Елагин остров, в 1826 году – управляющий I-м округом путей сообщения (Приладожские каналы, Волга от Твери до Рыбинска, Вышневолоцкая водная система, связывающая Волгу с Балтийским морем, Московское шоссе). В 1830 году переведён в Одессу, где руководил строительными работами в портах Азовского и Чёрного морей, а также в бессейне Дона, 25 апреля 1832 года – генерал-майор. В 1834 году отозван в Петербург и 7 октября назначен членом Совета Главного управления путей сообщения, возглавлял комиссию по окончанию сооружения судоходного Обводного канала и пуску его в эксплуатацию по всей трассе, во время перепланировки территории у Михайловского замка в 1835-1837 годах участвовал в проектировании и возведении однопролётного каменного арочного моста, названного Нижним Лебяжим, 9 октября 1836 года сменил генерал-лейтенанта Карла Ивановича Потье (Charles-Michel Potier) (1785-1855) в должности директора Института Корпуса инженеров путей сообщения, 17 апреля 1837 года – генерал-лейтенант, совместно с архитекторами Василием Петровичем Стасовым (1769-1848), Александром Павловичем Брюлловым (1798-1877) и Александром Егоровичем Штаубертом (1780-1843) входил в состав комиссии Светлейшего князя Петра Михайловича Волконского (1776-1852), ответственной за восстановление Зимнего дворца после пожара, разработал проект перестройки Матисова моста через реку Пряжку и Синего моста через Мойку, принимал участие в строительстве Каменного канала под Исаакиевской площадью, Аничкова и Николаевского мостов, Дворцовой и Петровской пристаней на Большой Неве, Кронверкского арсенала с мастерскими и зданий Министерства финансов на Дворцовой площади. 15 октября 1843 года приказом главноуправляющего путей сообщения и публичных зданий генерала от инфантерии графа Петра Андреевича Клейнмихеля (Peter Kleinmichel) (1793-1869) передал полномочия директора Института генерал-майору Валериану Фёдоровичу Энгельгардту (Valerian Johann von Engelhardt) (1798-1856) - из мемуаров «Мои воспоминания. 1820-1870» инженер-генерала барона Андрея Ивановича Дельвига (1813-1887): «Клейнмихель, недовольный слабостью, которую, по его мнению, выказало начальство института, заменил его новым. Из старших начальников были уволены: от должности директора института инженер генерал-лейтенант Готман и от службы помощник его по фронтовой и хозяйственной части генерал-майор Лермантов. Директором был назначен Энгельгардт, произведённый незадолго перед тем в генерал-майоры из полковников какого-то гвардейского полка. Говорят, что Энгельгардт, при всей своей ничтожности и робости, отказывался управлять специальным заведением и говорил Клейнмихелю, что его желания ограничиваются тем, чтобы быть назначенным командиром одного из гвардейских полков или какой-нибудь армейской бригады, но Клейнмихель сказал ему, что он мелет вздор, что нет никакого затруднения управлять институтом, которым управлял же Готман (он последнего при этом случае назвал дураком, чем, конечно, Готман не был), и что место директора этого заведения предпочтительнее мест, которые Энгельгардт надеялся получить. Энгельгардт был человек недальнего ума и без образования, обходился с воспитанниками института грубо, говоря им всем «Ты», вместо общеупотребительного «Вы». Учившись только одной арифметике, он не имел понятия о существовании других математических наук». 1 мая 1853 года жалован дипломом на потомственное дворянское достоинство и 20 ноября 1859 года награждён чином инженер-генерала. Умер 8 июля 1765 года в Дрездене (Dresden) в возрасте 75 лет. Награждён орденами Владимира 4-й степени (1813 год) и Святой Анны 1-й степени. Был женат на Катарине Станеке (Catharina Stanecke), дочери губернатора Курляндии Эммануила Яковлевича фон Станеке (Emanuel von Stanecke) (1750-1838), от которой имел сына Эммануэля (1826- ). Его младший брат Пётр Данилович Готман (1796-1882), генерал-майор (6 декабря 1843 года), управляющий Киевской строительной комиссией (1844 год). Портрет генерала, исполненный неизвестным автором, является достоянием Центрального музея железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге.

Водолазный костюм 1803 года. Проект нападения на Англию (Le scaphandre de guerre en 1803. Projet d,attaque contre l,Angleterre).

Водолазный костюм 1803 года. Проект нападения на Англию (Le scaphandre de guerre en 1803. Projet d,attaque contre l,Angleterre). В 1797 году аджюдан-генерал (adjudant-general) Жан-Франсуа-Ксавье Манжен (Jean-Francois-Xavier Mangin) (1766-1800) сконструировал водолазный костюм, «предназначенный для облегчения подъёма на корабли и способный, при необходимости, стать весьма опасным оружием нападения» (destinеs а faciliter l,escalade des vaisseaux et pouvant devenir au besoin une arme offensive trеs dangereuse): костюм представлял собой полый ящик из жестяных листов длиной около трёх футов и шириной два фута шесть дюймов, имеющий овальное отверстие в середине и позволяющий солдату, погружённому в воду по грудь, свободно двигать конечностями и сохранять равновесие - целью изобретателя была «непотопляемость» (insubmersibilitе) солдата и его защита от опасностей водной среды простыми и недорогими средствами, что позволило бы отрядам водолазов штурмовать британские корабли, взбираясь на борт с помощью железных кошек (huit crampons de fer). 8 флореаля VI-го года (27 апреля 1798 года) Манжен в сопровождении сержанта (sergent) 9-й полубригады (9e demi-brigade d,infanterie de ligne) Франсуа Кольто (Francois Coltot) и капрала (caporal) Пьерa Жаке (Pierre Jaquet) провёл первое испытание аппарата – капрал Жаке, одетый в скафандр и вооружённый мушкетом со штыком, успешно переправился через Сену (Seine) от Дома Инвалидов (Hotel des Invaliides). 14 флореаля VI-го года (3 мая 1798 года) Манжен представил свой проект Директории (Directoire executif), 1 брюмера VII-го года (22 октября 1798 года) в Шарантоне (Charenton-le-Pont) в присутствии военного министра (Ministre de la Guerre) генерала Шерера (Barthеlemy-Louis-Joseph Schеrer) (1747-1804), членов Военного комитета (Comitе militaire), а также генералов Журдана (Jean-Baptiste Jourdan) (1762-1833), Килмэна (Charles-Edouard-Saul-Jennings de Kilmaine) (1751-1799), Жило (Joseph Gilot) (1734-1811), Мулена (Jean-Francois Moulin) (1752-1810), Барагэ д,Ильера (Louis Baraguey d,Hilliers) (1764-1813) и Шампионне (Jean-Etienne Championnet) (1762-1800) тринадцать солдат в скафандрах пересекли реку Сену шириной 120 саженей за две минуты и двадцать семь секунд, имитировали на левом берегу внезапное нападение противника и отступили, ведя непрерывный огонь, обратно через Сену за три минуты и семь секунд – по результатам эксперимента президент Военного комитета при Военном министерстве (President du Comite militaire pres le Ministere de la Guerre) генерал Келлерман (Francois-Christophe Kellerman) (1735-1820) признал «усердие и труд изобретателя» (zele et au travail de l,inventeur), но выдвинул ряд возражений по поводу существующей разницы между силой течения воды реки Сены в Париже в тихую погоду и морским течением на побережье, способным нарушить устойчивость и порядок передвижения отряда водолазов. После отказа от проекта Манжен 12 жерминаля VII-го года (1 апреля 1799 года) попросил «в качестве особой милости» (comme une grace particuliere) направить его в действующую армию и в июле был прикомандирован к штабу Рейнской Армии (Armee du Rhin) генерала Мюллера (Jacques-Lеonard Muller) (1749-1824) - 23 фримера IX-го года (14 декабря 1800 года) он потерял руку, отованную ядром в бою при Вальзерфельде (Walserfeld) и умер от ран 3 нивозаIX-го года (24 декабря 1800 года) в Зальцбурге (Salzbourg) в возрасте 34 лет. Между тем, 1 термидора VIII-го года (20 июля 1800 года) отец изобретателя, бывший инженер-лейтенант (Ingenieurleutnant) курфюрста Майнца (Mainzer Kurfursten) барона фон Эрталя (Friedrich Karl Joseph Reichsfreiherr von Erthal) (1719-1802), а ныне инженер при Министерстве внутренних дел (Ministere de l,Interieur) Франсуа-Игнас Манжен (Franсois-Ignace Mangin) (1742-1809) вновь поднял этот вопрос от имени своего отсутствующего сына в меморандуме, переданном 9 термидора VIII-го года (28 июля 1800 года) военному министру генералу Карно (Lazare-Nicolas-Marguerite Carnot) (1753-1823) министром внутренних дел Люсьеном Бонапартом (Lucien Bonaparte) (1775-1840). После смерти сына Франсуа Манжен взял на себя управление изобретением, 13 мессидора XI-го года (2 июля 1801 года) провёл новые испытания на Мозеле (Moselle) и передал в Центральный инженерный комитет (Comite central du genie) подтверждающий успех эксперимента отчёт с подписями свидетелей, убедившихся в непотопляемости водолазного костюма. 25 мессидора XI-го года (14 июля 1803 года) Манжен представил «Проект против Англии: способ компенсировать несостоятельность флота применением водолазного костюма» (Projet contre l,Angleterre, moyen de supplеer а l,insuffisance de la Marine par l,usage du scaphandre): «Последние войны доказали, что ни один редут, ни одна крепость не может устоять перед доблестью французов; поэтому давайте представим вражеские корабли крепостями, давайте приблизимся к ним в ночной тишине, когда, стоя под якорями, они замышляют новые злодейства против нас! Четырех дней будет достаточно, чтобы освоить ношение водолазного костюма и сотня человек, выбранных из Консульской гвардии, обучит своих товарищей; таким образом, двадцать тысяч человек могли бы захватить от сорока до пятидесяти английских линейных кораблей, оберегаемых ночью едва ли пятьюдесятью охранниками. Снаряжение и вооружение двадцати тысяч человек оценивается в 1 700 000 франков. Плоские лодки, нагруженные войнами (от трехсот до четырехсот нижних чинов и пять офицеров на каждое судно), одновременно отплывают из разных наших портов в строжайшей тайне. Достигнув точек атаки, водолазы бросаются в воду вслед за своим лидером, или «тритоном», взбираются на борт и при помощи холодного оружия овладевают кораблями. Если англичане, подстёгиваемые ромом и порохом, смешанным с этим пойлом для большей опьяняемости, средь бела дня боятся противостоять нам, что же произойдёт, когда мы сможем застать их врасплох, лишив всех средств защиты? Кто усомнится в успехе отважных французов, атакующих флегматичных англичан? Оцепенение, неожиданность, эффект такого непредвиденного и, по-видимому, безрассудного нападения лишает их пушек и кораблей, англичане терпят поражение... Кто сможет противостоять нашему вторжению? Всё, что удерживалось кораблями, английские порты, пляжи станут пристанищам для ныряльщиков и сотни тысяч французов, словно морские чудовища, вынырнувшие из волн со всех сторон, будут извергнуты морем, чтобы уничтожить нацию, чьё высокомерие и вероломство заслужили такую судьбу!» (Les dernieres guerres avaient prouve qu,aucune redoute, nulle forteresse ne pouvaient resister a la valeur des Francais; сonvertissons donc en forteresses tous les vaisseaux de l,ennemi, approchons-les dans le silence de la nuit lorsqu,en securite sous ses ancres, il medite de nouveaux attentats contre nous! Quatre jours etant juges suffisants pour rendre l,usage du scaphandre familier a n,importe qui, on pouvait y former cent hommes choisis dans la Garde consulaire qui, a leur tour, initieraient des camarades; vingt mille hommes devaient ainsi pouvoir prendre quarante a cinquante vaisseaux de ligne anglais gardes la nuit par a peine cinquante hommes de garde. L,equipement et l,armement de vingt mille hommes se montait a 1 700 000 francs. Des bateaux plats charges de guerriers (trois a quatre cents et cinq officiers pour un batiment a prendre) partent en meme temps de nos differents ports dans le plus grand secret; parvenus pres des points d,attaque, les scaphandriers se jettent a l,eau suivant leur chef de file ou «triton», entourent, escaladent, emportent a l,arme blanche les vaisseaux attaques. Si l,Anglais, anime de rhum et de poudre a canon melangee a cette liqueur pour la rendre plus enivrante, en plein jour, redoute de se mesurer avec nous, que sera-ce quand on pourra le surprendre denue de tous ses moyens de defense? Qui douterait du succes de courageux Francais s,attaquant au flegmatique Anglais? La stupeur, la surprise, l,effet d,une attaque si imprevue et en apparence si temeraire emportent tout; prive de ses canons et de ses vaisseaux, l,Anglais est vaincu... Qui pourrait s,opposer a notre invasion? Tout ce que renferment les vaisseaux, les ports anglais, est conquis, toutes les plages deviennent des ports pour scaphandriers et cent mille Francais, comme des monstres marins sortant des ondes de toutes parts sembleront vomis par la mer pour anеantir une nation dont l,arrogance et la perfidie auront merite ce sort!). Дальнейшая судьба проекта неизвестна, за исключением свидетельства барона Бардена (Etienne-Alexandre Bardin) (1774-1841) об сформированном из чинов Парижской гвардии (Garde de Paris) отряде водолазов, который участвовал в маневрах у Королевского моста (Pont Royal) в Париже в 1804 году.

Резимон Иван Степанович (Jean-Baptistе-Joseph de Resimont) (1768-1844)

Резимон Иван Степанович  (Jean-Baptistе-Josephde Resimont) (1768-1844) – генерал-майор (14 апреля 1829 года), профессор, заместитель директора Института Корпуса инженеров путей сообщения по учебной части (1823-1836 годы). Родился 17 ноября 1768 года в департаменте Мозель (Moselle, France) в семье Этьена де Резимона (Etienne  de Resimont) (1728- ) и его супруги Марии-Элизабет Салтер (Marie-Elisabeth Salter) (1734-1813), получил теологическое образование и при Старом режиме (Ancien regime) носил сан аббата, с началом Революции эмигрировал в Россию и служил гувернёром в семье генерала Николая Дмитриевича Дурново (1733-1815) в Санкт-Петербурге, в 1810 году по приглаению генерал-лейтенанта Августина Августиновича Бетанкура (Agustin Jose de Betancourt-y-Molina) (1758-1824) поступил на службу в Институт Корпуса инженеров путей сообщения в качестве преподавателя практических занятий по математике, произведён в чин майора. В 1812 году – профессор математики и минералогии, создал в Институте литологический кабинет строительных каменных материалов России, издавал «Записки» по минералогии, с 19 декабря 1823 года исполнял обязанности заместителя директоров Института генерал-лейтенанта Петра Петровича Базена (Pierre-Dominique Bazaine) (1786-1838), затем генерал-лейтенанта Карла Ивановича Потье (Charles-Michel Potier) (1785-1855) по учебной части, в 1826 году опубликовал в «Журнале путей сообщения» статью «О службе и трудах генерал-лейтенанта Бетанкура», 14 апреля 1829 года – генерал-майор, с 5 сентября по 6 декабря 1835 года временно занимал должность директора Института, в 1836 году вышел в отставку. Умер в Санкт-Петербурге 2 марта 1844 года в возрасте 75 лет, похоронен на Волковском лютеранском кладбище. Награждён орденами Святой Анны 2-й степени (25 мая 1816 года) с алмазами (1826 год), Святой Анны 1-й степени (25 июня 1833 года), Святого Станислава 1-й степени и Святого Владимира 3-й степени, действительный член Императорского минералогического общества. Был женат на Софии-Фредерике-Вильгельмине Делагард (Sophie-Frederique-Wilhelmine de la Garde) (1780-1853), от которой имел сына Альфонса (Alphonse de Resimont) (1811-1839) и дочь Эжени-Барб-Софию-Полину (Eugenie-Barbe-Sophie-Pauline de Resimont) (1818-1875). 

Манжен (Jean-Francois-Xavier Mangin) Жан-Франсуа-Мари (1766-1800)

Манжен (Jean-Francois-Xavier Mangin) Жан-Франсуа-Мари (1766-1800) – шеф бригады Инженерного корпуса (Corps du Genie), аджюдан-генерал (adjudant-general), изобретатель военного водолазного костюма (Le scaphandre de guerre). Родился 21 марта 1766 года в Корни (Corny-sur-Moselle, Moselle) в семье архитектора Франсуа-Игнаса Манжена (Franсois-Ignace Mangin) (1742-1809) и его супруги Кристины Манжан (Christine Manjean), 10 октября 1782 года в возрасте 16 лет поступил на военную службу младшим лейтенантом (Sekondeleutnant) Инженерного корпуса (Ingenieurkorps) курфюрста Майнца (Mainzer Kurfursten) барона фон Эрталя (Friedrich Karl Joseph Reichsfreiherr von Erthal) (1719-1802), 24 мая 1785 года – лейтенант (Oberleutnant). В 1792 году принят на французскую службу с чином капитана и назначением в штаб Рейнской Армии (Armee du Rhin) генерала Кюстина (Adam-Philippe de Сustine) (1742-1793), в 1794 году – аджюдан-генерал при штабе Западной Армии (Armee de l,Ouest), участвовал в боевых операциях против инсургентов Вандеи (Vendee), в 1795 году награждён чином шефа бригады с назначением в штаб Рейнско-Мозельской Армии (Armee du Rhin-et-Moselle). 16 вандемьера VI-го года (7 октября 1797 года) призван министром внутренних дел (Ministre de l,interieur) Франсуа-Себастьеном Летурно (Francois-Sebastien Letourneux) (1752-1814) в Париж, где сконструировал водолазный костюм, «предназначенный для облегчения подъёма на корабли и способный, при необходимости, стать весьма опасным оружием нападения» (destinеs а faciliter l,escalade des vaisseaux et pouvant devenir au besoin une arme offensive trеs dangereuse): костюм представлял собой полый ящик из жестяных листов длиной около трёх футов и шириной два фута шесть дюймов, имеющий овальное отверстие в середине и позволяющий солдату, погружённому в воду по грудь, свободно двигать конечностями и сохранять равновесие - целью изобретателя была «непотопляемость» (insubmersibilitе) солдата и его защита от опасностей водной среды простыми и недорогими средствами, что позволило бы отрядам водолазов штурмовать британские корабли, взбираясь на борт с помощью железных кошек (huit crampons de fer). 8 флореаля VI-го года (27 апреля 1798 года) Манжен в сопровождении сержанта (sergent) 9-й полубригады (9e demi-brigade d,infanterie de ligne) Франсуа Кольто (Francois Coltot) и капрал (caporal) Пьерa Жаке (Pierre Jaquet) провёл испытание аппарата – капрал Жаке, одетый в скафандр и вооружённый мушкетом со штыком, успешно переправился через Сену (Seine) от Дома Инвалидов (Hotel des Invaliides). 14 флореаля VI-го года (3 мая 1798 года) Манжен представил свой проект Директории (Directoire executif), 1 брюмера VII-го года (22 октября 1798 года) в Шарантоне (Charenton-le-Pont) в присутствии военного министра (Ministre de la Guerre) генерала Шерера (Barthеlemy-Louis-Joseph Schеrer) (1747-1804), членов Военного комитета (Comitе militaire), а также генералов Журдана (Jean-Baptiste Jourdan) (1762-1833), Килмэна (Charles-Edouard-Saul-Jennings de Kilmaine) (1751-1799), Жило (Joseph Gilot) (1734-1811), Мулена (Jean-Francois Moulin) (1752-1810), Барагэ д,Ильера (Louis Baraguey d,Hilliers) (1764-1813) и Шампионне (Jean-Etienne Championnet) (1762-1800) тринадцать солдат в скафандрах пересекли реку Сену шириной 120 саженей за две минуты и двадцать семь секунд, имитировали на левом берегу внезапное нападение противника и отступили, ведя непрерывный огонь, обратно через Сену за три минуты и семь секунд – по результатам эксперимента президент Военного комитета при Военном министерстве (President du Comite militaire pres le Ministere de la Guerre) генерал Келлерман (Francois-Christophe Kellerman) (1735-1820) признал «усердие и труд изобретателя» (zele et au travail de l,inventeur), но выдвинул ряд возражений по поводу существующей разницы между силой течения воды реки Сены в Париже в тихую погоду и морским течением на побережье, способным нарушить устойчивость и порядок передвижения отряда водолазов. После отказа от проекта Манжен 12 жерминаля VII-го года (1 апреля 1799 года) попросил «в качестве особой милости» (comme une grace particuliere) направить его в действующую армию и в июле был прикомандирован к штабу Рейнской Армии (Armee du Rhin) генерала Мюллера (Jacques-Lеonard Muller) (1749-1824). 23 фримера IX-го года (14 декабря 1800 года) потерял руку, отованную ядром в бою при Вальзерфельде (Walserfeld) и умер от ран 3 нивоза IX-го года (24 декабря 1800 года) в Зальцбурге (Salzbourg) в возрасте 34 лет.