Вимер (Marguerite-Josephine Weimer) Маргерит-Жозефина (1786-1867) – французская трагическая актриса, известная под псевдонимом «Мадемуазель Жорж» (Mademoiselle George). Родилась 23 февраля 1786 года в Байо (Bayeux) в семье директора частного театра Жана-Мартена Вимера (Jean-Martin Weimer) и его супруги Мари-Мадлен Вертей (Marie-Madeleine Verteuil), в 1794 году последовала за труппой отца в Амьен (Amiens), где в 1799 году в возрасте 12 лет дебютировала на сцене в пьесах «Les Deux Chasseurs et la Laitiere»; «Paul et Virginie»; «Les Deux Petirs Savoyards» и «Le Jugement de Paris». Знаменитая певица мадам Дюгазон (Madame Dugazon) была восхищена игрой ребёнка и просила отца поручить её ей, но тот не пожелал расставаться с дочерью. В октябре 1801 года мадемуазель Рокур (Francoise-Marie-Antoinette Saucerotte, dite Mademoiselle Raucourt) (1756-1815), вербующая учеников для Комеди Франсез (Comedie-Francaise), увидела 15-летнюю Виммер в спектаклях «Didon», «Phedre», «Elise» и «Aride» и, воодушевлённая её игрой, увезла молодую актрису в Париж (Paris), где стала давать ей уроки трагической игры. 28 ноября 1802 года (7 фримера XI-го года) Вимер триумфально дебютировала в роли Клитемнестры (Clytemnestre) в пьесе Расина (Jean Racine) «Iphigenie en Aulide» - зрителей поразила её красота, гибкий и богатый голос, а также чистая и элегантная дикция. При поддержке знаменитого Тальма (Francois-Joseph Talma) (1763-1826) сыграла с большим успехом роли Эмилии (Emilie) в пьесе «Cinna» (28 декабря 1802 года), Федры (Phedre) в одноимённой пьесе (16 февраля 1803 года) и Гермионы (Hermione) в «Andromaque» (1 июля 1803 года). Состояла в романтической связи с Люсьеном Бонапартом (Lucien Bonaparte), затем с польским князем Сапегой (Paul Sapiеha) и наконец с самим Первым Консулом, по приглашению которого 8 июня 1803 года впервые посетила Сен-Клу (Saint-Cloud). Генерал Бонапарт (Napoleon Bonaparte) был чрезвычайно любезен с актрисой и называл её Джорджиной (Georgina). Между тем, актёрская карьера мадемуазель Жорж успешно продолжалась несмотря на постоянное соперничество с другой пассией Бонапарта, мадемуазель Дюшенуа (Catherine-Josephine Duchesnois), вместе с которой она 17 марта 1804 года была официально принята в труппу Французской Комедии. В 1806 году создала образ Королевы в пьесе «Les Templiers» Рейнара (Raynouard), в 1808 году - образ Мандан (Mandane) в трагедии «Ataxerces de Delrieu» Дерьо (Etienne-Joseph-Bernard Delrieu). В том-же году отправилась в Россию, имела огромный успех на сцене Большого театра в Санкт-Петербурге и некоторое время состояла фавориткой государя - по свидетельству Жозефа де Местра (Joseph de Maistre): «Друзья императрицы пытались излечить Александра I-го, используя девицу Жорж, от его привязанности к княгине Нарышкиной». 28 сентября 1808 года играла на Конгрессе в Эрфурте (Erfurt) перед Императором, русским царём и саксонским королём, 6 октября 1808 года блистала в трагедии «Mort de Cesar» в присутствии двух императоров, трёх королей, королевы, двадцати принцев и шести великих герцогов. Во время войны 1812 года отказалась повиноваться указаниям петербургской полиции, предписывающей освещать окна квартир при известиях о победе русской армии, 28 января 1813 года покинула Петербург и удалилась в Стокгольм (Stockholm), затем в Кассель (Cassel). 19 июня 1813 года достигла Дрездена (Dresden) и в преддверии Пражского Конгресса (Congres de Prague) демонстрировала своё искусство перед аудиторией европейских монархов. После возобновления боевых действий возвратилась 11 августа 1813 года в Париж, где с неизменным успехом продолжала играть на сцене Комеди Франсез. При Реставрации вместе с Тальма состояла в так называемой «Партии пчёл» (Parti des abeilles), открыто демонстрировала бонапартистские чувства и восторженно приветствовала Императора во время «100 дней», когда изобрела символичную эмблему его возвращения в виде букета фиалок (фиалка – эмблема марта, месяца рождения Римского короля»). После поражения при Ватерлоо (Waterloo) настойчиво, но безуспешно просила милости сопровождать Наполеона на остров Святой Елены (Saint-Helene). 6 мая 1817 года была исключена из труппы Французской Комедии и удалилась за границу, где играла в театрах Лондона (Londres) и Брюсселя (Bruxelles), после возвращения во Францию с 1818 по 1821 год триумфально гастролировала на сценах провинциальных крупных городов. В сентябре 1821 года по приглашению короля Людовика XVIII-го возобновила игру на парижской сцене в составе труппы Театра Одеон (Theatre l,Odeon), где вновь сыграла все свои большие роли – Семирамиды (Semiramis), Меропы (Merope), Идамы (Idame) и Клитемнестры (Clytemnestre), в 1829 году гастролировала в Амстердаме (Amsterdam). В том-же году стала любовницей директора театра Шарля-Жана Ареля (Charles-Jean Harel) (1790-1846), с которым проживала в гражданском браке вплоть до его смерти в 1846 году. В 1832 году перешла в Театр Сен-Мартен (Theatre Porte Saint-Martin), где сыграла главные роли в спектаклях: «La Tour de Nesle», «Perinet Leclerc», «Lucrece Borgia», «La Chambre ardente», «Marie Tudor», «La Famille Moronval», «Les Malcontents», «Le Manoir de Montlouvier», «La Guerre des servants», «Jeanne de Naples», «Isabeau de Baviere», «La Marquise de Brinvilliers», «Les Sept Enfants de Lara», «La Venitienne», «L,Imperatrice et la juive» и «La Nonne sanglante». В 1840 году гастролировала по французской провинции, а также по Италии, Австрии и России, в мае 1849 года оставила сцену и получила место Инспектора Консерватории. Умерла 11 января 1867 года в Париже в возрасте 79 лет, похоронена на кладбище Пер-Лашез (Сimetiеre du Pеre-Lachaise). Автор «Воспоминаний» (Memoires), опубликованных в 1908 году. Портрет акрисы, написанный живописцем Луи Курта (Louis Courtat) (1840-1909), является достоянием Парижского Театра Одеон (Theatre de l,Odeon, Paris).
Комментариев нет:
Отправить комментарий