Бургуан (Marie-Therese Bourgoin) Мари-Тереза (1785-1833) – французская драматическая и комическая актриса, известная как «Богиня радости и удовольствия» (La Deesse de la joie et des plaisirs), одна из мэтресс Наполеона I-го. Родилась в 1785 году в Париже (Paris), с детских лет изучала сценическое искусство под руководством трагической актрисы Марии-Франсуазы Дюмениль (Marie-Francoise Dumesnil) (1711-1803), в 1799 году в возрасте 14 лет дебютировала на сцене Французского Театра (Thеаtre Franсais) в ролях Амелии (Amelie) в трагедии «Fenelon» Габриэля Легуве (Gabriel-Marie-Jean-Baptiste Legouvе) (1764-1812) и Агнес (Agnes) в пьесе Мольера (Jean-Baptiste Poquelin, dit Moliere) (1622-1673) «Ecole des femmes». Имела значительный успех и в 1801 году была принята в труппу Французской Комедии (Comedie Francaise), где в 1802 году прославилась ролью Флорестины (Florestine) в пьесе Бомарше (Pierre-Augustin Caron de Beaumarchais) (1732-1799) «L,Autre Tartuffe ou la Mеre coupable», заставившей критиков назвать её преемницей знаменитой Данжевиль (Marie-Anne Dangeville) (1714-1796). Состояла в любовной связи с министром внутренних дел Жаном-Антуаном-Клодом Шапталем (Jean-Antoine-Claude Chaptal) (1756-1832), но через несколько лет стала мэтрессой самого Императора – в изданной в 1818 году в Лондоне (London) рукописи анонимного автора «Napoleon Bonapart peint par lui-memе. Extrait de veritable manuscript de Napoleon Bonapart par un amеricain» эта история описана так: «Девушку пригласили во дворец Тюильри как раз в тот момент, когда Бонапарт проводил совещание с Шапталем. «Вдруг паж предстал на пороге, сообщая: «Она прибыла, сир». «Пусть войдет» – ответил Император. Шапталь бросил взгляд на дверь, чтобы узнать, кем была эта ночная посетительница, что принимает Наполеон, и узнал мадмуазель Бургуан. Перо выпало у него из рук, он оцепенел, как будто обратившись в камень. В это время актриса предстала перед императором, говоря, что она к услугам его величества. «Пройдите в спальню» - сказал Наполеон не удостаивая ее взглядом и показал на дверь, но не на ту, в которую она вошла, - «Ложитесь и подождите меня». Она исчезла и бедный Шапталь, покрытый холодным потом, был вынужден взять перо и продолжать работать еще два часа, которые показались ему двумя веками». В 1809 году выступала на Конгрессе в Эрфурте (Erfurt), после чего по приглашения директора Императорских театров гастролировала в России и была с восторгом принята на сцене Санкт-Петербурга, по свидетельству историка Филиппа Филипповича Вигеля (1786-1856): «Для забавы друга своего Александра в Эрфурте и на удивление толпы прибывших туда королей Наполеон выписал из Парижа труппу лучших комедиантов. Между ними русскому императору более всех игрой полюбилась девица Бургоэнь; заметив то, Наполеон велел ей отправиться в Петербург, чего сама она внутренне желала. Замечено, что парижские актеры охотно меняют его только на Петербург, и Россия есть единственная страна, которая оттуда умеет сманивать великие таланты. Щедрее ли других она платит, или, касаясь пределов Китая и Персии, по весьма извинительному честолюбию в артистах, надеются они, что через нее лишь слава их может достигнуть до концов вселенной? Публике мамзель Бургоэнь очень полюбилась; но царь и двор его не обратили на нее особенного внимания. Она также играла на обе руки молодых девиц и женщин в комедиях и трагедиях. Один из зрителей весьма энергически, совершенно по-русски, прозвал ее настоящею разорвой; и действительно, при милой ее рожице и отличном таланте, в ней было что-то чересчур удалое. Когда она играла пажа в «Фигаровой женитьбе», все были от нее без памяти; когда же хотела быть трогательною в «Ифигении», невольно располагала всех к смеху. Года полтора или два она оставалась в Петербурге, потом соскучилась о Париже и в него вернулась». После возвращения в Париж шлифовала своё актёрское мастерство под руководством Тальма (Francois-Joseph Talma) (1763-1826), сочиняла эпиграммы на Императора, пользующиеся успехом в свете, в 1814 году присутствовала при прогоне русских пленных по Парижу - «Им бросали много хлеба на перекрестке улицы Наполеона. Известная французская актриса мадемуазель Бургуан, чтобы засвидетельствовать свою благодарность за радушие, с которым ее принимали в России, отправилась в своей карете на бульвар с провизией, которую раздавала лично» («Revue britannique», 1840 год). После первой Реставрации открыто демонстрировала роялистские симпатии и состояла в романтической связи с герцогом Беррийским (Charles-Ferdinand de Bourbon, Duc de Berry) (1778-1820), который представил её королю Людовику XVIII-му, в 1829 году оставила сцену. Умерла в Париже 11 августа 1833 года в возрасте 48 лет, похоронена на кладбище Пер-Лашез (Сimetiеre du Pеre-Lachaise). Портрет актрисы написан живописцем Ризенером (Henri-Franсois Riesener) (1767-1828).
Текст взят отсюда: https://catherine-catty.livejournal.com/107052.html, а вовсе не написан автором блога. Ставьте ссылки, а то это плагиатом называется.
ОтветитьУдалить