Ампир (Le style Empire)
– стиль в архитектуре и декоративном искусстве первой четверти XIX-го века, завершивший
развитие Классицизма. Сложился во Франции в период Империи Наполеона I-го, предписавшего мастерам
брать за образец величественное художественное наследие архаической Греции,
Египта и имперского Рима, отличающееся парадным великолепием мемориальной
архитектуры (триумфальные арки, памятные колонны) и дворцовых интерьеров
(мотивы египетских рельефов, этрусских ваз, помпейских росписей, греческого и
римского декора, орнаментов Ренессанса). Стилю ампир присущи массивные
лапидарные, подчёркнуто монументальные формы преимущественно дорического и
тосканского ордеров и богатый декор - военные эмблемы, ликторские пучки,
лавровые венки, орлы, стрелы и скрещенные мечи, служившие воплощением идей
государственного могущества и воинской силы. Ведущая роль в формировании ампира
принадлежит живописцу неоклассического направления Жаку-Луи Давиду (Jacques-Louis David) (1748-1825), который
создал многочисленные эскизы мебели и интерьеров, а также разработал моду
одежды эпохи, основанную на рисунках с этрусских ваз Геркуланума и Помпеи.
Композиция стиля ампир строилась на контрасте чистого поля поверхности стены,
мебели или сосуда и узких орнаментальных поясов, подчёркивающих конструктивные
узлы и усиленных необычайной плотностью
орнамента и контрастами цвета. Основными представителями стиля во Франции
выступил придворные архитекторы Персье (Charles Percier) (1764-1838), Фонтэн (Pierre-Francois-Leonard Fontaine) (1762-1853) и
Бернье (Claude-Louis Bernier) (1755-1830), из
работ которых наиболее известны Триумфальная Арка площади Карусель (Arc du Carrousel), интерьеры дворцов
Мальмезон (Malmaison)
(где спальня Императрицы Жозефины (Josephine de Beauharnais) была
декорирована дорогими тканями и превращена в роскошное подобие палатки римского
центуриона), Компьень (Compiagne),
Сен-Клу (Saint-Cloud) и Фонтенбло (Fontainebleau). В 1810 году
на Вандомской площади (La Place Vendome)
установлена Вандомская колонна (Colonne Vendome),
увенчанная статуей Наполеона, облачённого в тогу римского Императора, работы
скульптора Антуана-Дени Шоде (Antoine-Denis Chaudet) и увитая бронзовой
спиралью из 425 досок с изображением сражений Великой Армии, нарисованных
баталистом Бержере (Pierre-Nolasque Bergeret) (1782-1863) и
выполненных скульпторами Буазо (Louis Boizot)
(1743-1809), Бозио (Francois-Joseph Bosio) (1768-1845), Бартолини
(Lorenzo Bartolini)
(1777-1850), Рамеем (Claude Ramey),
Рюдом (Francois Rude),
Корбе (Corbet),
Клодионом (Michel Clodion)
и Рюкстьелем (Henri-Joseph Ruxthiel). В 1812 году издана
совместная работа Персье и Фонтэна «Собрание эскизов для украшения интерьера и
всех видов обстановки», ставшая учебным пособием для декораторов,
орнаменталистов, резчиков, мебельщиков и ювелиров. Среди ярчайших
представителей стиля ампир во Франции необходимо упомянуть придворного
бронзовщика и главного бронзовщика Севрской мануфактуры Томира (Thomire), который в 1811 году
совместно с ювелиром Одио (Odio)
изготовил по эскизам Прюдона (Pierre-Paul Proudhon) (1758-1823) две
колыбели для Римского короля. Ампир получил своё развитие и обогатился
самобытными национальными чертами в Великобритании, Дании и Италии; в России и
Германии он стал выразителем идеи величия государственной власти. Россия охотно
приняла «Стиль Империи» - в 1814 году император Александр I-й в Париже получил в подарок от
Фонтэна 13 альбомов с проектами оформления интерьеров и мебели, сыгравшие
существенную роль в распространении российского ампира, давшего классические
образцы градостроительства мирового значения - ансамбли Санкт-Петербурга, общественные
сооружения (Адмиралтейство и Горный институт в Петербурге), городские и
усадебные дома (московские особняки архитектора Григорьева), а также образцы
монументальной скульптуры, такие как памятник Минину и Пожарскому скульптора
Мартоса. Среди наиболее ярких представителей стиля Ампир в России необходимо
выделить архитекторов Карла Ивановича Росси, Адриана Дмитриевича Захарова,
Андрея Никифоровича Воронихина и Афанасия Григорьевича Григорьева.
Комментариев нет:
Отправить комментарий