Аэронавтика (Aeronautique) – искусство подниматься в воздух с помощью известных приспособлений и двигаться в определённом направлении. В 1783 году братья Жозеф-Мишель (Joseph-Michel Mongolfier) (1740-1810) и Жак-Этьен Монгольфье (Jacques-Etienne Mongolfier) (1745-1799) построили первый шар, поднимавшийся при помощи нагретого воздуха, так называемый «Монгольфьер» (Mongolfier), после чего Академия наук (Academie des sciences) заинтересовалась опытами и образовала комиссию для осуществления показа полёта в Париже (Paris) - 11 сентября 1783 года было произведено первое неудачное испытание (шар намок от дождя и разорвался), через пять дней шар был восстановлен и опробован в полёте, а 19 сентября в Версале (Versailles) в присутствии короля Людовика XVI-го (Louis XVI) произведён пробный полёт с бараном, уткой и петухом в качестве пассажиров (шар поднялся на 500 метров и за восемь минут пролетел три с половиной километра). Следующим этапом был пилотируемый полёт, для чего построен шар весом в 500 килограмм, высотой в 21 метр и диаметром в 13 метров, на борту которого 12 октября 1783 года Жак-Этьенн Монгольфье осуществил первый пилотируемый подьём. 21 ноября 1783 года воздухоплаватели Пилатр де Розье (Jean-Francois Pilatre de Rozier) (1754-1785) и маркиз д,Арландес (Francois-Laurent Marquis d,Arlandes) (1742-1809) поднялись в воздух вдвоём, их полёт длился 25 минут, а шар достиг высоты 1 000 метров. 1 декабря 1783 года профессор Шарль (Jacques-Alexandre-Cesar Charles) (1746-1823) поднялся с парижского Марсова поля (Camp de Mars) на высоту 2 000 метров, 7 января 1785 года Бланшар (Jean-Pierre-Francois Blanchard) (1753-1809) предпринял первый полёт через море: он поднялся с утёсов Довера и благополучно опустился на французском берегу по другую сторону Ла-Манша (La-Manche) (аэростат Бланшара, снабжённый вёслами, рулём и парашютом не мог производить самостоятельных движений, хотя автор и хотел этого добиться). Позднее профессор Шарль усовершенствовал свою систему, снабдив шар клапаном для выпускания излишнего газа; для большей безопасности шар окружали сеткой и стали брать с собой балласт, регулирующий подъём и опускание, а также парашюты с диаметром почти 6 метров (впервые применил Гарнерен (Andre-Jacques Garnerin) (1769-1823) в 1797 году). Хотя средство для управления аэростатом ещё не было изобретено, их начали использовать для рекогносцировочной службы - уже в 1783 году лейтенант военных инженеров Менье де ла Плас (Jean-Baptiste-Marie-Charles Meusnier de la Place) (1754-1793), впоследствие республиканский генерал, убитый при осаде Майнца (Mayence), представил Французской Академии сочинение «О применении аэростата для военных целей». В 1793 году состоялась первая попытка использовать аэростат при осаде Валенсии (Valence), но успеха она не имела, 2 апреля 1794 года правительство поручило капитану инженерного корпуса Кутелю (Jean-Marie-Joseph Coutelle) (1748-1835) устроить Национальную аэростатическую школу (Еcole Nationale d,Aеrostatique) в Медоне (Chalais-Meudon); воспитанники обучались изготовлению аэростатов и обращению с ними, шары изготавливались из шёлка, покрытого лаком и сверху покрывались каучуковой оболочкой. Под началом Кутелля находились два отряда аэростьеров, которые участвовали в осадах Мобежа (Maubeuge), Шарлеруа (Charleroi), Люттиха (Luttich) и в сражении при Флерюсе (Fleurus), в 1795 году Кутель привёз новый шар в расположение Рейнско-Мозельской Армии (Armee du Rhin-et-Moselle), осаждающей Майнц (Mayence), но его аппарат был изорван бурей. Окончательно отказались от использования аэростатов французские военные в 1801 году. В 1811 году немецкий механик Франц Леппих (Franz Leppich) (1778-1819) предложил Наполеону снабдить армию управляемым боевым аэростатом, способным не только вести разведку, но и поражать с воздуха неприятельские войска при помощи бомб. Император отказался от этого предложения и Леппих предложил свои услуги русским - проект подразумевал создание полусотни воздушных кораблей, в каждом из которых будет экипаж из сорока человек и 12 000 фунтов боевого груза (ящиков с порохом), эти ящики, сброшенные с высоты, могли бы своими взрывами «опрокинуть целые эскадроны». Проект Леппиха был одобрен императором Александром I-м и в мае 1812 года механик прибыл в Москву («Все движения по сему делу производятся с большой осторожностью и… истинное дело до самого окончания сохранится в совершенной тайне»). Леппих расположился в усадьбе Воронцово, в 6 верстах от столицы и приступил к работам, которые не принесли положительных результатов, при приближении французских войск к Москве, мастерская эвакуировалась в Санкт-Петербург и расположилась в Ораниенбауме. К осени 1813 года все опыты Леппиха были прекращены за безперспективностью.
Комментариев нет:
Отправить комментарий