Леппих (Franz Xaver Leppich) Франц Ксавьер (1778-1819) – немецкий изобретатель и музыкант. Родился 15 октября 1778 года в Верне (Wern) в Нижней Франконии (Unterfranken) в крестьянской семье, начальное образование получил в латинской школе Вюрцбурга (Wurzburg), затем поступил в гимназию ордена Августинцев, но не окончил курса и в 1791 году возвратился домой, где посвятил себя плотницкому ремеслу, приобретя также специальные навыки механика, что позволило ему с успехом конструировать и исполнять сложные музыкальные инструменты, в том числе фортепиано. В 1793 году поступил в Вене (Wien) на австрийскую военную службу кадетом, в 1798 году перешёл на британскую службу под псевдонимом Смит (Smith), после заключения Амьенского мира вышел в отставку с чином капитана и возвратился в Германию. Поселившись в Альтоне (Altona), Леппих женился на дворянке Анне фон Восс (Anna von Voss), полностью отдался своей страсти изобретателя и с 1805 по 1810 год работал над созданием новой модели гармоники, названной «Панмелодиконом» (Panmelodicon). В 1810 году – почётный член Политехнического общества Вюрцбурга (Pоlytechnischen Gesellschaft in Wurzburg), в том же году с успехом продемонстрировал возможности своего инструмента перед Наполеоном I-м в Вене, после чего отправился вместе с композитором и пианистом-виртуозом Конрадом Крейцером (Conradin Kreutzer) (1780-1849) в гастроли по Европе, посетил Мюнхен (Munchen), Аугсбург (Augsburg), Ульм (Ulm), Карлсруэ (Karlsruhe), Люцерн (Luzern), Берн (Bern), Штуттгарт (Stuttgart), Ашаффенбург (Aschaffenburg), Франкфурт (Frankfurt), Маннгейм (Mannheim), Швайнфурт (Schweinfurt) и Париж (Paris), где подарил панмелодикон императрице Марии-Луизе (Marie-Louise d,Autriche). В 1812 году представил российскому посланнику при вюртембергском дворе Давиду Максимовичу Алопеусу (1769-1831) проект дирижабля, предназначенного для военных целей, 10 апреля 1812 года проект боевого корабля был одобрен специальной комиссией как «целесообразный» и направлен в Санкт-Петербург государственному канцлеру Николаю Петровичу Румянцеву (1754-1826), а затем непосредственно императору Александру I-му. 8 мая 1812 года Леппих в режиме абсолютной секретности прибыл в Москву и поселился в доме гражданского губернатора князя Николая Васильевича Обрескова (1764-1821), 27 мая 1812 года он был доставлен в секретную мастерскую в деревне Воронцово в 6 верстах к юго-западу от Москвы и приступил к работе (в его распоряжении находились 500 мастеров из Петербурга и Вильно, находящиеся под строгой охраной 50 солдат с двумя офицерами). Проект подразумевал создание полусотни воздушных кораблей, в каждом из которых будет экипаж из сорока человек и 12 000 фунтов боевого груза (ящиков с порохом, которые, будучи сброшенными с высоты, могли бы своими взрывами «опрокинуть целые эскадроны»), работы проводились в срочном режиме по 17 часов в сутки, 22 августа 1812 года главнокомандующий князь Михаил Илларионович Кутузов запросил Леппиха о возможности использования боевых аэростатов для обороны столицы от наступающей Великой Армии (Grande Armee), но работы ещё не были закончены, вследствие чего 1 сентября 1812 года производство было эвакуировано в Санкт-Петербург и расположено в Ораниенбауме. Между тем, в результате технических просчётов проект так и не был осуществлён, 20 ноября 1813 года Леппих был официально извещён о прекращении работ и 25 февраля 1814 года удалился в Германию. Проживал в Тейльхейме (Theilhelm), продолжая работать над проектом транспортного дирижабля, который так и не был воплощён в жизнь; среди других его изобретений можно отметить вибрационную машину для лечения подагры и двигатель для подъёма тяжеловесных грузов. Умер в 1819 году в возрасте 40 лет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий