Шильдер Карл Андреевич (1785-1854) – инженер-генерал (26 ноября 1852 года), генерал-адъютант (31 октября 1831 года), выдающийся военный инженер и изобретатель, прозванный «Баярдом русского инженерного корпуса». Родился 27 декабря 1785 года в имении Симоново Невельского уезда Псковской губернии, начальное образование получил в Московском благородном Университетском пансионе, 7 марта 1802 года зачислен унтер-офицером в Московский гарнизонный батальон, участвовал в кампании 1805 года против французов, отличился в сражении при Аустерлице (Austerlitz), где обратил на себя внимание графа Карла Ивановича Оппермана (1765-1831), 17 мая 1806 года окончил Школу колонновожатых при Депо Свиты Его Императорского Величества, откуда выпущен в Инженерный корпус с чином лейтенанта. В 1811 году командирован инженер-генерал-лейтенантом графом Опперманом в Бобруйск для расширения крепостных фортификаций, с началом Отечественной войны 1812 года сформировал полуроту конно-казачьей артиллерии, во главе которой принимал участие в обороне Бобруйска от польских войск, 13 августа 1812 года – штабс-капитан. 17 февраля 1813 года переведён в 1-й сапёрный батальон с производством в капитаны, 19 февраля 1818 года по семейным обстоятельствам вышел в отставку с чином подполковника, но уже в 1820 году возвратился к активной службе с назначением командиром 2-го пионерного батальона, 20 сентября 1821 года – полковник, в 1826 году – командир лейб-гвардии Сапёрного батальона, 29 сентября 1828 года – генерал-майор. Принимал участие в русско-турецкой войне 1828-1829 годов, отличился при штурме крепостей Варна, Силистрия и Шумла, во время подавления Польского восстания 1830-1831 годов занимал пост начальника инженеров Гвардейского корпуса, получил пулевое ранение в ногу в сражении 14 мая 1831 года при Остроленке (Ostroleka), вследствие чего вынужден был участвовать в штурме Варшавы на костылях (по свидетельству генерал-фельдмаршала графа Ивана Фёдоровича Паскевича: «…не взирая на рану, полученную при Остроленке, от которой ещё не излечился, и, двигаясь на костылях, находился везде впереди с гвардейскими саперами, которые, как в укреплении Воля, так и на главном городском валу, в самом жестоком огне производили работы, чтобы врезаться амбразурами…»). 31 октября 1831 года – генерал-адъютант, начальник инженеров действующей армии в Царстве Польском, разработал эффективную систему контрминной борьбы, где вместо вертикальных колодцев использовал горизонтальные и наклонные трубы, а также противопехотные мины, камнемётные и картечные фугасы, изобрёл оригинальные конструкции висячего канатного моста и переправочных средств, по собственному проекту построил на Александровском литейном заводе в Санкт-Петербурге первую в мире цельнометаллическую подводную лодку (длина 6 метров, ширина 1,5 метра, высота корпуса 1,8 метров, водоизмещение 18 тонн, экипаж 10 человек), испытание которой были проведены в присутствии императора Николая I-го на реке Неве в 40 верстах выше Санкт-Петербурга – 20-метровая глубина погружения обеспечивалась при помощи гирь и заполняемых водой цистерн, в подводном положении лодка передвигалась с помощью 4 гребцов (был успешно проведён подводный запуск 4-дюймовых зажигательных ракет, уничтоживших несколько парусных шаланд на якорях), 11 октября 1833 года – генерал-адъютант, 18 апреля 1837 года – генерал-лейтенант, 26 ноября 1852 года – инженер-генерал. В 1854 году командирован в Дунайскую армию, отличился при уничтожении турецкой флотилии у Рущука и при осаде крепости Силистрия, где был тяжело ранен осколком гранаты в ногу. Умер от раны 11 июня 1854 года в городе Калараш (Calarasi) в возрасте 68 лет. Награждён орденами Святого Георгия 3-го класса (1 июля 1829 года), Святого Александра Невского (17 октября 1851 года), Святой Анны 1-й степени (1830 год), Святого Владимира 2-й степени (1831 год), Белого Орла (1844 год), прусским орденом Красного Орла 1-й степени (1851 год), а также золотой шпагой «За храбрость» с алмазами (1831 год). По свидетельству современника: «До самой славной кончины своей, он всегда был человеком инициативы, замечательной храбрости, для которого затруднения рождали энергию и средство уничтожить их, и обладавшим вместе с тем столь редкой в наше время нравственной храбростью, которая не отступает ни перед какой ответственностью».
Комментариев нет:
Отправить комментарий