«Рацлавицкая панорама» (Panorama Raclawicka). Панорамное полотно длиной 114 метров и высотой 15 метров, представляющее собой изображение сражения под Рацлавицами (Raclawice), произошедшего 4 апреля 1794 года между польскими повстанцами генерала Костюшко (Andrzej Tadeusz Bonawentura Kosciuczko) (1746-1817) и российскими войсками бригадира Александра Петровича Тормасова (1752-1819). Открытием панорамы предполагалось знаменовать 100-летнюю годовщину победоносной битвы, с этой целью в Львове (Lwow) в Стрыйском парке (Park Stryjski) по проекту архитектора Людвика Балдвин-Рамульта (Ludwik Izajasz Baldwin-Ramult) (1857-1929) была построена отдельная ротонда, причём металлические конструкции были доставлены из Вены (Wien), а холст для полотна заказан в Брюсселе (Bruxelles). Исполнение панорамы было поручено известному львовскому художнику Яну Стыка (Jan Stykа) (1858-1925) и Войцеху Коссаку (Wojciech Kossak) (1856-1942), ассистентами выступали Людвик Боллер (Ludwik Boller), Тадеуш Попель (Tadeusz Popiel), Зигмунт Розвадовский (Zygmunt Rozwadowski), Теодор Аксентович (Teodor Axentowicz), Владимир Тетмайер (Wlodzimierz Tetmajer), Винсент Водзиновский (Wincenty Wodzinowski) и Михал Созанский (Michal Sozanski). Гигантское полотно было создано за девять месяцев в период с августа 1893 года по май 1894 года, торжественное открытие состоялось 5 июня 1894 года. С самого начала панорама пользовалась огромной популярностью среди зрителей и скоро стала главной туристической достопримечательностью Львова. Во время Второй мировой войны ротонда была сильно повреждена при бомбардировке Львова в 1944 году, спустя два года полотно панорамы было передано польским властям, перевезено во Вроцлав (Wroclaw) и хранилось в рулоне в Национальном музее. В 1980 году во Врацлаве началось строительство здания музея и, одновременно, реставрация панорамы, которая была открыта для широкой публики 14 июня 1985 года. Нужно отметить, что «Рацлавицкая панорама» является единственным произведением подобного рода в польской батальной живописи.
Униформа и вооружение русских войск изображены неверно: 1) егерские мундиры на картине образца 1770 г.(а должна быть образца 1786 года, как это правильно показано в отношении мушкетер), да ещё и солдаты с буклями и косами, тогда как тогда как униформа образца 1786 года для нижних чинов их отменяет; 2) артиллеристы должны быть в красных мундирах с черными лацканами; 3) на нижнем фрагменте на одном из офицеров надета гренадерская митра (в униформе образца 1786 года такая деталь униформы отсутствовала; 4) конной артиллерии в 1794 году в русской армии не было (она появилась в 1795 году).
ОтветитьУдалитьА в общем картина полностью в традициях польской баталистики--частное сражение изображено как как Армагедон