«Шарлотта Дандас» (Charlotte Dundas) – первый в мире буксирный пароход (First steamboat). Построен в Грейнджмуте (Grangemouth) Уильямом Саймингтоном (William Symington) (1764-1831) в 1800-1803 годах по проекту капитана Джона Шенка (John Schank) (1740-1823) и оснащён паровым горизонтальным двигателем Джеймса Ватта (James Watt) (1736-1819), собранном на металлическом заводе компании «Каррон» (Carron Company). Первые пробы прошли успешно на реке Каррон (River Carron) в июне 1801 года, официальное испытание парохода состоялось 4 января 1803 года на канале Глазго (Glasgow), на борту находились губернатор Компании канала Клайда (Clyde Canal Company) лорд Дандас (Thomas Dundas, 1st Baron Dundas) (1741-1820), в честь дочери которого был назван пароход, несколько его родственников и друзей. Размер лодки – деревянный корпус длиной 56 футов (17,1 метров), шириной 18 футов (5,5 метров) и с посадкой в 8 футов (2,4 метра). После некоторых усовершенствований, в марте 1803 года «Шарлотта Дандас» успешно буксировала две баржи (по 70 тонн) на расстояние в 20 миль по каналу Клайда к Глазго, этот путь был пройден за 9,25 часов со скоростью приблизительно 2 мили (3 километра) в час. Вместе с тем, опасность повреждения берегов канала от волн парохода, вынудила отказаться от проекта и «Шарлотта Дандас» оставалась на приколе в Бриджуотере (Bridgewater) до 1861 года, когда была демонтирована. Саймингтон не получил от правительства всего возмещения затрат на строительство парового двигателя, был разочарован и оставил мысли о пароходостроении, что не помешало развитию идеи другими изобретателями - Робертом Фултоном (Robert Fulton) (1765-1815) в Соединённых Штатах и Генри Беллом (Henry Bell) (1767-1830) в Шотландии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий