среда, 7 февраля 2018 г.

Дюваль (Franсois-Jean-Andrе Duval) Франсуа-Жан-Андре, известный как «Франц» (1776-1854)

Дюваль (Franсois-Jean-Andrе Duval) Франсуа-Жан-Андре, известный как «Франц» (1776-1854) - придворный ювелир (Joailler de la Couronne de Russie) императрицы Марии Фёдоровны (Sophia Marie Dorothea Auguste Luise von Wurttemberg) (1759-1828), младший брат знаменитого Якова Давидовича Дюваля (Jacob-David Duval) (1768-1844). Родился 13 марта 1776 года в Санкт-Петербурге в семье придворного ювелира Луи-Давида Дюваля (Louis-David Duval) (1727-1788) и его супруги Мари-Луизы Дюмон (Marie-Louise Dumont) (1730-1815), происходил из семьи французских протестантов, переселившихся в Женеву (Genеve) в начале XVII-го века. После смерти отца совместно с братьями продолжил семейное дело в фирме «Братья Дюваль», процветавшей на ювелирном рынке вплоть до середины XIX-го века, в 1801 году принимал участие в изготовлении Малой императорской короны для императрицы Елизаветы Алексеевны (Louise Marie Auguste von Baden) (1779-1826). Когда старший брат уехал в 1803 году в Швейцарию, Франсуа-Жан-Андре заменил его во главе семейного дела и в должности придворного ювелира, был близко дружен со статс-секретарём вдовствующей императрицы Григорием Ивановичем Вилламовым (1771-1842), известным тем, что «на пари выиграл заклад, ухитрившись одновременно писать деловую бумагу по-русски, разговаривать по-немецки и петь арию из французского водевиля», а также с архитектором и живописцем Гавриилом Петровичем Виолье (Henri-Franсois-Gabriel Viollier) (1752-1839), директором Французской оперы (Opera francais), оперным композитором Буальдьё (Francois-Andrien Boieldieu) (1775-1834) и директором Картинной галереи Императорского Эрмитажа Францем Ивановичем Лабенским (1780-1850). Как художник-любитель и ценитель изящных искусств, собрал замечательную коллекцию живописных работ итальянских, голландских и немецких мастеров старой школы, некоторые из которых были приобретены для экспозиции Эрмитажа и для дворца Марии Фёдоровны, в том числе «Святое семейство» Никола Пуссена (Nicolas Poussin) (1594-1665). В 1816 году вместе со своей коллекцией (120 полотен) возвратился в Швейцарию, причём его попутчиком в путешествии от Кронштадта до Любека (Lubeck), а затем до Женевы (Genеve) был живописец Орест Адамович Кипренский (1782-1836), который по приглашению ювелира гостил в течение трёх месяцев в семейном доме Дювалей и исполнил несколько портретов обоих братьев (из письма Кипренского Алексею Николаевичу Оленину (1763-1843): «Господин Дюваль живет прекрасно, дом у него в Женеве славный, притом хороший кабинет картин; дача в девяти верстах от города в Картини преславная, я часто любовался на пастве стадами его. Опытность людей научает вести дом наилучшим образом. За быстрой рекою Роны, между гор Салев и Жюра, отсюда видна граница Франции. После работы в хорошую погоду я прохаживался по крутому берегу Роны и отдыхал под величайшею липой, которую посадил честный Сюлли»). Позднее приобрёл имение Морильон (Morillon) в Берне (Bern), где в 1819 году поселил швейцарского живописца Вольфганга Адама Тепффера (Wolfgang Adam Tоpffer) (1766-1847), у которого брал уроки живописи и на дочери которого Нинетте (Ninette Toepffer) женился 21 ноября 1821 года. Исполнял функции президента Общества искусств Женевы (La sociеtе des Аrts de Genеve). Умер 16 декабря 1854 года в Женеве в возрасте 78 лет. В браке имел сына Луи-Этьена (Louis-Etienne Duval) (1824-1914), известного швейцарского живописца. Портрет ювелира написан в 1806 году живописцем Доменико Босси (Domenico Bossi) (1765-1853) (www.wilnitsky.com).

Комментариев нет:

Отправить комментарий