Сен-Сюльпис-лё-Вердон (Saint-Sulpice-le-Verdon) – коммуна в департаменте Вандея (Vendee). Обязана своим названием местной часовне, посвящённой в 1182 году Святому Сюльпису Благочестивому (Saint-Sulpice le Pieux) (576-647), епископу Бурже (Bourges) и капеллану короля Клотара II-го (Clotaire II) (584-629); добавка «Verdon» (зелёный) происходит от луга «Prе Verdon», расположенного в феодальном владении Шаботтери (La Chabotterie), где 3 жерминаля IV-го года (23 марта 1796 года) был пленён республиканцами генерал Шаретт де ла Контри (Francois Charette de la Contrie) (1763-1796), расстрелянный 9 жерминаля IV-го года (29 марта 1796 года) в Нанте (Nantes). Задолго до Революции, в конце XVI-го века на боковом алтаре приходской церкви Сен-Сюльпис-лё-Вердон был установлена дубовая статуя Пресвятой Богородицы (Sainte-Vierge), известная как «Богоматерь Сен-Сюльписа» (Notre-Dame de Saint-Sulpice) и изображающая деву Марию, держащую на правой руке младенца Иисуса, а в левой – скипетр. Статуя являлась объектом особого почитания местных жителей и паломников, приходивших издалека на коленях чтобы поклониться ей в праздник Рождества Христова; во время Вандейского восстания у её ног прихожане приносили последнюю молитву перед сражением, а, возвратясь после боя, благодарили свою «Королеву сражений» (Reine des batailles) за защиту. В феврале-марте 1794 года в окрестностях Сен-Сюльпис-лё-Вердон действовали «адские колонны» (colonnes infernales), сформированные генералом Тюрро де Гарабувилем (Louis-Marie Turreau de Garambouville) (1756-1816) – разрушения и массовые убийства произошли в большинстве селений, прежде всего в Кэлодьер-о-Тиро (Caillaudiеre-aux-Tiraux), Бушери (Boucherie), Сиффрэр (Siffraire) и Опито (Hоpiteau), 10 вантоза II-го года (28 февраля 1794 года) в Сен-Сюльпис вошла колонна генерала Кордельера (Etienne-Jean-Franсois Cordellier, dit Cordellier-Delanoue) (1767-1845) - были убиты 78 мужчин, женщин и детей, селение «полностью разрушено; скот, мебель и имущество, принадлежавшие жителям, вывезены как войсками Республики, так и вандейцами» (entiеrement rasе; les bestiaux, meubles et effets, appartenant aux habitants, ont еtе enlevеs tant par les troupes de la Rеpublique que par les Vendеens), а от церкви, разоренной огнем, «остались только стены высотой в пять метров» (seuls les murs subsistent а cinq mеtres de hauteur). После ухода республиканцев, жители возвратились на пепелище, чтобы похоронить мёртвых и спасти то, что могло остаться – войдя в сожжённую церковь, они обнаружили статую Девы, лежащую посреди руин и оставшуюся абсолютно неповреждённой; церковный ризничий (sacristain) Пьер Фавро (Pierre Favreau) из Кэлодьера-о-Тиро спрятал её в своём доме, за сундуком, где она оставалась до 1800 года, когда реликвия вернулась в восстановленную церковь. Долгое время статуя Девы оставалась в том же виде, как была извлечена из пожара и её потемневший вид служил причиной особой почитаемости, в 1845 году кюре Ковен (Cure Cauvin) провёл тщательную реставрацию реликвии, покрыв шитьё её плаща позолотой, в 1889 году была проведена новая реставрация и во время праздника 8 сентября 1889 года, посвящённого чуду 1794 года (miracle de 1794), статуя установлена на своё окончательное место у колонны, обращённой к кафедре, где находится по сей день. На выставке Парижского Салона (Salon de Paris) 1864 года была выставлена картина «Пожар часовни Сен-Сюльпис-о-Вердон в 1794 году» (L,incendie d,une chapelle de Saint-Sulpice-le-Verdon en 1794), исполненная живописцем Мари-Феликсом Парментье (Marie-Fеlix Parmentier) (1820-1883), которая в настоящий момент является достоянием Музея искусства и истории Шоле (Le Musеe d,Art et d,Histoire de Cholet).
Комментариев нет:
Отправить комментарий