Чичагов Василий Яковлевич (1726-1809) – адмирал Флота (28 июня 1782 года). Родился 28 февраля 1726 года в семье морского офицера Якова Матвеевича Чичагова, происходил из дворян Костромской губернии, получил домашнее воспитание и образование, затем окончил Навигацкую школу в Москве, после чего стажировался в Англии, 10 апреля 1742 года зачислен на морскую службу гардемарином и в 1744 году назначен состоять при Ревельской береговой команде, в 1745 году – мичман, в 1751 году – корабельный секретарь, в 1754 году – лейтенант, в 1757 году совершил своё первое плавание на борту 32-пушечного фрегата «Святой Михаил», направленного с секретной миссией в пролив Зунд (Оresund), в 1758 году – капитан-лейтенант, в 1762 году – капитан 2-го ранга, состоял при проведении из Санкт-Петербурга в Кронштадт 66-пушечного линейного корабля «Святая Екатерина». В 1763 году командирован в Казань для освидетельствования заготовленного на пристани леса, 1 июля 1764 года – капитан бригадирского ранга, командир 66-пушечного линкора «Ревель». В 1765-1766 годах руководил секретной экспедицией (фрегаты «Чичагов», «Панов» и «Бабаев»), которая дважды пыталась пройти через Северный Ледовитый океан к Алеутским островам между Гренландией и Шпицбергеном, но была задержана льдами и возвратилась в Архангельск (из оправдательной записки Чичагова от 1766 года: «Потрачены были все предосторожности в сходстве с морским искусством, однако не можно ласкать себя, чтоб по такой неудаче заслужить мог хорошее мнение, а особливо от тех, которые мне эту экспедицию представляли в другом виде (как господин Ломоносов меня обнадеживал). Промышленные в тамошних местах суда (голландцев и датчан) от опасности ото льдов в передней части всякое обшито досками в четверо имеют. Суда их без всякого груза, а только один провиант. Способ к спасению людей у них на шлюпках и ялах, коих по шесть и по восемь, наши же построены к плаванию в открытых морях и нагружены были железом и балластом, у нас было по одной шестивесельной шлюпке и небольшому боту. Частые туманы так густы, что в самый полдни на 20 сажен от судна видеть было невозможно, надобно выпалить из пушки: если корабль на обширной воде, то никакого звука слышно не будет, когда в близости берег или лед, то воздух о них ударяется, а то и слышно будет на корабле. Июля 18-го в крепкий туман так приблизились к льду, что уже попали между льдин и только что успели отворотить. Не могли достигнуть желаемого по намерению места (Чукотского мыса), однако по довольному осмотру открылась невозможность, в чем не остается сомнения. И можно ли думать, чтобы такие толстые льдины от небольшой летней теплоты уничтожились? А что видали прежде (сказывают) земли на севере и западе (однако никто на них не бывал) сделаться может ошибка правителя (капитана), и что почтет за видимую землю облака, которые точно землею кажутся то и мне в нынешнюю кампанию случилось»). В 1767 году – командир Петербургской корабельной команды, в 1768 году назначен главным начальником Архангельского порта, 1 марта 1770 года награждён чином контр-адмирала и отозван в Санкт-Петербург, в 1771 году – главный начальник Ревельского порта, в том же году во главе эскадры крейсировал в Балтийском море, держал флаг на борту 66-пушечного линейного корабля «Граф Орлов», в октябре 1772 года вернулся к исполнению своих обязанностей в Ревельском порту. В 1773 году – главный начальник Кронштадского порта, во главе эскадры крейсировал у острова Готланд (Gotland), имея флаг на борту 80-пушечного линкора «Святой Андрей Первозванный», в том же году командирован в Донскую экспедицию под команду адмирала Алексея Наумовича Сенявина (1722-1797) и участвовал в обороне Керченского протива от турецкого флота, 10 июля 1775 года – вице-адмирал и член Адмиралтейств-коллегии. В 1776 году командовал практической эскадрой у Красной Горки, 28 июня 1782 года – адмирал Флота, командир эскадры в Средиземном море. В 1789 году – командир Балтийского флота, стоявшего в Ревеле, Кронштадте и Копенгагене (Copenhagen), принимал участие в морских операциях русско-шведской войны 1788-1790 годов, 15 июля 1789 года во главе эскадры из 20 линейных кораблей принял бой со шведской эскадрой (21 линкор, 8 фрегатов) у южной оконечности острова Эланд (Оland) – после 7-часового боя шведы отступили к Карлскроне (Karlskrona), а русская эскадра, потерявшая 210 моряков ранеными и убитыми, в том числе командира 74-пушечного линкора «Мстислав» капитана Григория Ивановича Муловского (1757-1789), отошла к Финскому заливу. 6 августа 1789 году императрица Екатерина II-я (Sophie Auguste Friederike von Anhalt-Zerbst-Dornburg) (1729-1796), недовольная действиями Балтийского флота, обратилась в письме к Государственному Совету: «Из полученных реляций адмирала Чичагова видно, что шведы атаковали его, а не он их, что он с ними имел перестрелку, что в оной потерял капитана бригадного ранга и несколько сот прочих воинов без всякой пользы Империи, что, наконец, возвратился к здешним водам, будто ради прикрытия залива Финского. Я требую, чтобы поведение адмирала Чичагова в Совете сличено было с данною ему инструкцией» - после расследования образа действий Чичагова, Совет пришёл к выводу, что «сей адмирал удовлетворил совершенно данным ему предписаниям, кроме единого пункта - возвращения своего к Финскому заливу, в чем ему надобности не было». 2 мая 1790 года во главе Ревельской эскадры (10 линейных кораблей, 5 фрегатов, 2 бомбардирских корабля и 7 катеров) нанёс поражение шведской эскадре (22 линейных корабля, 4 фрегата и 4 транспорта) герцога Зюдерманландского (Hertig Karl av Sodermanland) (1748-1818) на рейде Ревеля - несколько шведских кораблей получили значительные повреждения, 64-пушечный «Prins Carl» захвачен русским, а 60-пушечный «Riksens Stаnder» сел на камни и был сожжён своим экипажем; потери Ревельской эскадры составили 9 убитых и 27 раненых. В конце мая соединился с Кронштадской эскадрой (17 линейных кораблей, 8 фрегатов) вице-адмирала Александра Ивановича Круза (1731-1799), заблокировал шведский флот, укрывшийся в Выборгском заливе и при попытке последнего прорваться нанёс ему 22 июня 1790 года решительное поражение. При правлении Императора Павла I-го (1754-1801) уволен в 1797 году от службы и проживал в Санкт-Петербурге, где и умер 4 апреля 1809 года в возрасте 83 лет, похоронен в некрополе Александро-Невской лавры. Награждён орденами Святого Георгия 4-го класса (26 ноября 1773 года) («За 18 морских кампаний»), Святого Георгия 1-го класса (26 июля 1790 года) («Во Всемилостивейшем уважении на отличныя заслуги его, когда он предводительствуя морскими силами в Балтийском море, после поражения неприятеля при Ревеле, держал в блокаде корабельный и галерный флоты в Выборгском заливе, напоследок 22-го июня одержал над ними знаменитую победу с истреблением и пленением многих неприятельских кораблей, фрегатов и других судов»), Святого Александра Невского (24 ноября 1782 года), Святого Андрея Первозванного (1790 год) и Святой Анны 1-й степени (1772 год). Был дважды женат: первым браком в 1765 году на Анне Крыловой, от которой имел пятерых детей: Вера (1765- ), Николай (1766- ), Дмитрий (1766- ), Иван (1768-1826) и Павел (1767-1849), адмирал и морской министр; вторым браком в 1769 году на Екатерине Петровне Чичаговой (1737-1791), от которой имел четверых детей: Пётр (1770-1827), Григорий (1771-1789), Василий (1772-1826), родился 23 декабря 1772 года, 7 августа 1803 года - генерал-майор, умер в Париже 18 мая 1826 года в возрасте 53 лет, похоронен на кладбище пригорода Со (Sceaux) и Алексей (1773- ). Портрет адмирала, исполненный в 1913 году живописцем Петром Николаевичем Бажановым (1851-1913), является частью экспозиции Центрального военно-морского музея в Санкт-Петербурге.
Комментариев нет:
Отправить комментарий