Костенич Александр Михайлович (1778- ) - капитан 1-го ранга (1832
год). Родился в 1778 году, в 1791 году поступил кадетом в Корпус чужестранных
единоверцев и в 1794 году гардемарином участвовал в учебных походах в Черном и
Азовском морях, в 1795 году в возрасте 17 лет выпущен на морскую службу мичманом
Черноморского флота, в 1802 году – лейтенанты, в 1812 году произведён в капитан-лейтенанты
и заменил капитан-лейтенанта Даниила Степановича Агищева (1781-1847) в
должности командира корвета «Святой Евлампий», на борту которого с 22 апреля по
22 мая 1812 года находился в плавании от Анапы до Севастополя, причём на
побережье Абхазии принял на борт команду потерпевшего крушение 10-пушечного
брига «Царь Константин», в 1813 году возглавил 18-пушечный корвет «Крым», на
борту которого выходил в крейсерство к устью Дуная. С 1814 года крейсировал у
берегов Мингрелии и нёс брандвахтенную службу в Сухум-Кале, в 1822 году - капитан
2-го ранга, с 1823 по 1827 год командовал транспортным судном и флотскими
экипажами в Херсоне. В 1832 году – капитан 1-го ранга, в 1833 году - командир
84-пушечного линейного корабля «Адрианополь», участвовал в Босфорской
экспедиции в составе эскадры контр-адмирала Михаила Николаевича Кумани
(1770-1865), 16 марта 1833 года отплыл из Одессы с десантными войсками на
борту, 6 марта прибыл в Буюк-Дере, где 28 июня вновь погрузил на свой корабль
войска, которые 22 июля 1833 года доставил в Феодосию в составе эскадры
контр-адмирала Михаила Петровича Лазарева (1788-1851). В 1834 году передал
командование «Андрианополем» капитану 2-го ранга Александру Степановичу Ушакову
( -1856), после чего возглавил 44-й флотский экипаж и 1-ю эскадру судов
Дунайской флотилии при крепости Измаил. В 1836 году – командир 80-пушечного
линейного корабля «Святой Пантелеймон» и 39-го флотского экипажа. Акварельный
портрет офицера, исполненный в 1835 году Карлом Павловичем Брюлловым
(1799-1852), является достоянием Государственного Русского музея в
Санкт-Петербурге. Его брат Григорий Михайлович также служил на Черноморском
флоте, в 1811 году в чине капитан-лейтенанта командовал 10-пушечным бригом «Царь
Константин», на борту которого с 17 октября 1811 года крейсировал у берегов
Кавказа - из «Летописи крушений и
пожаров судов русского флота, от начала его существования по 1854 год»
Александра Петровича Соколова (1816-1858): «1811 год. Бриг «Царь Константин». Командир
капитан-лейтенант Григорий Михайлович Костенич (Чёрное море). Шёл из Анапы в
Редут-кале с припасами, но за свежим противным юго-восточным ветром около
полуночи на 19 декабря воротился. Ночь была лунная, светлая, и командир,
который по его словам «раз тысячу бывал у этих берегов», однако ж не у Анапы, у
которой находился впервые, смело держал на рейд, только что им оставленный,
имея ходу до десяти узлов. Частной карты этого рейда не было, лот проносило,
счисления не велось, и судно управлялось по пеленгам. Убеждённый в знании
местности и приглубости берегов, командир отважно шёл подле них; но не прошло
четверти часа как миновали южный Анапский мыс, вдруг ударились о грунт. «Право
на борт!» - скомандовал капитан; но бриг уже стал на мель. Откоcок, на который
стали, оказалось впоследствии, не был известен. Перепробовав все средства
сняться, и в полной надежде на успех, начиная с легчайших, командир потерял
много времени в напрасных работах; а между тем ветер свежел. Воды было мало в
трюме, и только с пяти часов утра начали кидать переносный балласт в воду, не
трогая однако ж других тяжестей и продолжая тянуться. В два часа пополудни
19-го ветер перешёл к западу, и бриг стало сильно колотить о грунт. Тогда
начали свозить команду на берег, и за него съехал командир, уже в восемь часов
вечера. Бриг оставался на произволе волнения; даже не были мачты срублены.
Двадцать первого стихло; но бриг уже лежал на боку, полный водою. Часть вещей
была спасена; но самый бриг крепким ветром от юго-запада в ночи на 9 января
1812 года окончательно разбит, и обломки его рассеяны по берегу. Командир был
обвинён: 1) что решился идти ночью на незнакомый ему рейд, не посоветовавшись
со своими офицерами; 2) что приближаясь к берегам, ежели проносило лот, зачем
не привёл к ветру; 3) находясь на мели и видя, что завезённые два верпа и потом
становой якорь не действуют в продолжение 18 часов, зачем не срубил мачт и не
облегчил судна от всех тяжестей. Вахтенный лейтенант Паниотти, за
непредставление командиру необходимости в этом случае консилиума; и два
штурманские помощника, в ошибке счисления, впрочем не имевшей влияния на
крушение. За это по высочайшей конфирмации всеподданнейшего доклада
Аудиториатского департамента, чтобы виновных, в уважение их прежней отличной
службы, одобрительного отзыва начальства и того обстоятельства, что гибель судну
последовала «по неназначению на карте мели и от свирепствовавшей стихии»,
командиру и вахтенному лейтенанту определено: впредь до повеления «служить за
мичманов»; а штурманские помощники Антонов и Дымов арестованы на два месяца». Награждён
орденом Святого Георгия 4-го класса (26 ноября 1809 года).
Комментариев нет:
Отправить комментарий