четверг, 14 октября 2021 г.

Одуль (Jean-Franсois Hodoul) Жан-Франсуа (1765-1835)

Одуль (Jean-Franсois Hodoul) Жан-Франсуа (1765-1835) – французский корсар и плантатор. Родился 11 апреля 1765 года в Ла-Сьота (La Ciotat, Bouches-du-Rhone) в семье мясника Раймона Одуля (Raymond Hodoul) и его супруги Женевьевы Ковен (Genevieve Cauvin), в 1789 году в возрасте 24 лет на борту 80-пушечного линейного корабля «Le Saint-Esprit» прибыл на остров Маврикий (Ile Maurice, Ocеan Indien), где успешно занялся работорговлей между Сейшельскими островами (Seychelles) и Мадагаскаром (Madagascar), в 1791 году командовал судном «Les Deux Soeurs» на станции Порт-Луи (Port Louis), в 1793 году - бригом «Succеs», на борту которого доставлял партии рабов из Африки на острова Маврикий и Бурбон (Ile Bourbon), в 1794 году оставил работорговлю и занялся каперством на борту брига «L,Olivette», названного в честь его жены, но уже в мае того же года после капитуляции французского губернатора Сейшельских островов (Seychelles) Жана-Батиста Куо де Кинси (Jean-Baptiste Queau de Quincy) (1748-1827) перед британской эскадрой капитана Ньюкома (Henry Newcome) ( -1797), его корабль был реквизирован англичанами на острове Мае (Ile de Mahе) и Одуль возвратился на Маврикий. В 1796 году – мичман (enseigne de vaisseau) 24-пушечного корвета-приватора «Entreprise» капитана Легара (Franсois Legars) (1768-1809), в том же году переведён на борт 10-пушечного приватора «Le General Pichegru» капитана Перру (Jacques-Franсois Perroud) (1770-1822), в январе 1797 года участвовал в захвате на рейде Визакхапатнама (Visakhapatnam) в Бенгальском заливе (Le golfe du Bengale) английского торгового судна «Castor» водоизмещением 150 тонн, 17 февраля 1797 года возвратился в Порт-Луи. 1 марта 1797 года получил под свою команду 16-пушечный капер «L,Apollon», 7 марта 1797 года отплыл к побережью Малабара (La cоte de Malabar), где 3 мая 1797 года захватил британскую торговую шхуну «Eliza» водоизмещением 350 тонн, 17 мая 1797 года на рейде Мазулипатнама (Masulipatnam) взял в качестве приза корабль «Aydresev» (500 тонн) под флагом Маратхской Конфедерации (Maratha Confederacy) и 23 июня привёл его в Порт-Луи. 15 сентября 1797 года захватил британский торговый корабль «Bader Bux», следующий с грузом золота и жемчуга из Моши (Al-Makha, Yemen) в Сурат (Surat), 30 сентября 1797 года близ Маврикия взял британский бриг «Laurel», а 9 ноября 1797 года – суда Британской Ост-Индской компании (British East India Company) «Trial» и «Harrington», 7 января 1798 года возвратился в Порт-Луи (общая стоимость его призов составила 703 479 803 франка). 26 октября 1798 года «L,Apollon» под командой капитана Луи Левайяна (Louis Le Vaillant), которому Одуль продал половину своей доли, был захвачен у Момбасы (Mombasa) британским 50-пушечным фрегатом «Leopard» капитана Томаса Сарриджа (Thomas Surridge) ( -1820), после чего доставлен на Коморские острова (Comores). В начале 1800 года Одуль приобрёл 26-пушечный корсар «L,Uni» (220 моряков экипажа), прибывший в 1798 году из Нанта (Nantes) и имевший на своём счету две морские кампании под командой капитана Франсуа-Тома Лемема (Franсois-Thomas Le Mеme) (1764-1805), с 15 мая 1800 года крейсировал у Сейшельских островов, 28 мая 1800 года близ острова Святой Анны (Ile Sainte Anne) захватил британский 8-пушечный капер «Henriette», 11 июля 1800 года взял корабль «Helen», а 4 августа 1800 года – корабль «Friendship», 5 августа 1800 года столкнулся в Бенгальском заливе с британским 74-пушечным линейным кораблём «Arrogant» капитана Осборна (Edward Oliver Osborn) ( -1820) и после долгой погони, в ходе которой, чтобы облегчить судно и набрать скорость выбросил за борт почти все свои орудия, вынужден был спустить флаг. Был доставлен вместе со своей командой в Мадрас (Madras), а затем помещён в Форт Уильяма в Калькутте (Fort William, Calcutta), откуда освобождён только в августе 1802 года после заключения 4 жерминаля X-го года (25 марта 1802 года) Амьенского мира (Paix d,Amiens). Поселился на острове Мае, где приобрёл плантации какао, хлопка и сахарного тростника, нажил прилисное состояние и стал одним из самых влиятельных предпринимателей в регионе, в 1802 году совместно с правительственным землемером (Аrpenteur du gouvernement) Луи Мондоном (Louis Mondon) (1762-1822) и другими высокопоставленными чиновниками добился депортации с Сейшельских островов 37 высланных из Франции после покушения на жизнь Первого консула Бонапарта (Napoleon Bonaparte) 3 нивоза IX-го года (24 декабря 1800 года) на улице Сен-Никез (Rue Saint-Nicaise) нео-якобинцев во главе с генералом Россиньолем (Jean-Antoine Rossignol) (1759-1802). В 1803 году получил статус капитана торгового флота (Сapitaine de vaisseau marchand), но в море больше не выходил и поселился на острове Силуэт (Ile de Silhouette), с 1805 по 1810 год приобрёл бриг «Rosalie» (45 тонн), бриг «Mahе» (25 тонн) и шхуну «La Favorite» (70 тонн), которые отправлял в Африку с грузом хлопка, кокосов, масла и панцирей черепах. Умер в результате сердечного приступа на острове Мае 10 января 1835 года в возрасте 69 лет, похоронен на кладбище Бель-Эр imetiеre de Bel-Air). С 8 июня 1794 года был женат на дочери богатого землевладельца Марие-Корантине-Оливетте Жорре де Сен-Жор (Marie-Corantine-Olivette Jorre de Saint-Jorre) (1778-1856), от которой имел 12 детей: Раймон (Raymond Hodoul) (1799-1865), Женевьева (Genevieve Hodoul) (1804-1882), Аспазия (Aspasie Hodoul) (1806-1806), Мария-Анания (Marie-Ananie Hodoul) (1807-1839), Эдм-Бартелеми (Edme-Barthelemy Hodoul) (1808-1853), Жан-Франсуа (Jean-Francois Hodoul) (1810-1888), Мария-Одиль-Амелия (Marie-Odile-Amelie Hodoul) (1811- ), Мария-Антуанетта (Marie-Antoinette Hodoul) (1813- ), Мария-Оливетта (Marie-Olivette Hodoul) (1815-1842), Марианна (Marianne Hodoul) (1817-1887), Розалия (Rosalie Hodoul) (1819-1855) и Мария-Эме (Marie-Aimee Hodoul) (1822- ). Именем капитана названы остров в гавани Виктория (Ile Hodoul dans le port Victoria), скала (Rocher Hodoul) и река (Riviere Hodoul) на острове Мае, перевал (Passe Hodoul) на острове Дерош (Ile Desroches, Archipel des Amirantes) и мыс (Pointe Hodoul) атолла Альдабра (Aldabra, Seychelles).

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий