Дюбюа (Pierre-Louis-George du Buat) Пьер-Луи-Жорж (1734-1809) – граф
дю Бюа (Comte du Buat),
французский военный инженер, один из основоположников гидромеханики. Родился 23
апреля 1734 года в Тортизамбере (Tortisambert, Calvados), происходил из старинного дворянского
рода, известного с XII-го
века, образование получил в Королевской инженерной школе Мезьера (Ecole Royale du genie de Mezieres), откуда 1 июля 1750
года в возрасте 16 лет выпущен со званием инженера (ingеnieur) и назначением в военный лагерь Сент-Омера (Camp de Saint-Omer), в 1754-1755 годах участвовал в
строительстве канала Дюнкерк-Валансьен (Сanal Dunkerque-Valenciennes), соединяющего каналы Лис (Canal de la Lys) и Аа (Canal de l,Aa), а также в модернизации укреплений Конде-на-Шельде (Conde-sur-l,Escault), в 1756 году переведён в порт Гавра (Port du Havre), в ходе Семилетней войны 1756-1763 годов
принимал участие в боевых действиях против англичан на побережьях Бретани и
Нормандии (Cotes de la Bretagne et Normandie) и в кампаниях 1759-1762 годов на Рейне (Rhin), находился при атаках на Камен (Kamen), Шнейдинген (Schneidingen) и при осаде Меппена (Meppen), в 1761 году - капитан. С 1763 года занимал
пост главного инженера (Ingenieur-en-chef) в Валансьене (Valenciennes, Nord) под руководством директора фортификаций (Directeur des fortifications) Матиаса-Анри Демульсо (Mathias-Henri Demoulceau) ( -1780), в
1768 году ввёл в геометрическую схему укреплений правило, позволяющее
изображать линию наибольшего уклона насыпи с помощью «общепринятой шкалы
уклонов» (еchelle de pente conventionnelle),
принимал участие в начатых д,Аламбером (Jean
Le Rond d,Alembert) (1717-1783) и Боссю (Charles Bossut) (1730-1814)
исследованиях сопротивления жидкости ходу кораблей, открыв закономерность
сопротивления трению (trainee de friction), изучал зависимость вязкости
жидкостей от температуры, в 1773 году
назначен главным инженером Кенуа (Quesnoy,Nord), затем Конде (Conde,Nord), 1 января 1777 года
– майор, 20 марта 1779 года – подполковник, 8 апреля 1779 года – суб-бригадир (sous-brigadier), в 1786 году рассчитал площадь купола парашюта, необходимую
человеку, чтобы выдержать «удар при приземлении» (choc de l,atterrissage), 23 мая 1787 года – полковник инженерных войск (colonel du genie), директор укреплений в Лилле (Directeur des fortifications a Lille). В 1788 году оставил службу в Инженерном
корпусе (Corps du genie) с назначением королевским лейтенантом в
Конде (Lieutenant de Roi a Conde) и заместителем губернатора города полевого
маршала (marechal-de-camp) принца де Круа-Сольр (Anne-Emmanuel-Ferdinand-Franсois de Croy, Prince de Solre) (1743-1803), в 1791
году прикомандирован к штабу инженерных войск (Etat-major du genie), участвовал в кампании 1792-1793 годов в
рядах Северной Армии (Armee du Nord), сражался 16 брюмера I-го года (6 ноября 1792
года) при Жемаппе (Jemmapes) и 28 вантоза I-го года (18 марта 1793 год) при
Неервиндене (Neerwinden), 16 жерминаля I-го года (5 апреля 1793 года) перешёл в австрийский лагерь
вместе с генералом Дюмурье (Charles-Franсois
du Perrier, dit Dumouriez) (1739-1823), после чего эмигрировал в Баварию (Baviere) и 3 фрюктидора I-го года (20 августа 1793 года) был внесён в
список эмигрантов (Liste des emigres) с полной конфискацией имущества). После
объявления Первым консулом Бонапартом 6 флореаля X-го года (26 апреля 1802 года) амнистии
для эмигрантов, возвратился 28 прериаля X-го года (17 июня 1802 года) во Францию, где назначен директором
Горнодобывающей компании Анзена (Compagnie des mines d,Anzin), в 1803 году удостоен пенсиона от
Первого консула. Умер 17 октября 1809 года в Вьё-Конде (Vieux-Conde, Nord)
в возрасте 75 лет. Шевалье Святого Людовика (29 ноября 1775 года), рыцарь
Мальтийского Ордена (Ordre de Saint-Jean de Jerusalem) (12 августа 1757
года), член Академии наук (Academie des sciences)
(7 июня 1783 года), член-корреспондент Французского Института (Membre-Correspondant de l,Institut francais) (16 января 1804
года), автор работ «Principes d,Hydraulique et de pyrodynamique verifies par un grand nombre d,experiences faites par ordre du gouvernement»
(1779 год), «Principes d,Hydraulique et de Pyrodynamique» (1786 год) и «Memoire sur quelques applications du ressort de l,air atmospherique
comprime, considere comme force mortice» (опубликована
в 1837 году). С 6 августа 1758 года был женат на Жаклин-Маргарите-Элизабет
Бокет (Jacqueline-Marguerite-Elisabeth Bosquet) (1741- ), от которой имел 11 детей:
Луиза-Катрин-Маргарита-Элизабет (Louise-Catherine-Marguerite-Elisabeth du Buat) (1759- ), Луиза-Габриэль-Жанна-Элизабет
(Louise-Gabrielle-Jeanne-Elisabeth du Buat) (1760-1802), Луи-Жак-Жерар-Жозеф
(Louis-Jacques-Gerard-Joseph du Buat) (1761-1763), Петронилла-Мелани-Луиза-Элизабет-Софи
(Petronille-Melanie-Louise-Elisabeth-Sophie du Buat) (1763- ), Пьер-Дезире (Pierre-Desire du Buat) (1765-1834), Агата-Жаклина-Жозефа
(Agathe-Jacqueline-Josephe du Buat) (1766-1836), Луи-Жозеф (Louis-Joseph du Buat) (1767-1839), Луи-Жак-Жозеф
(Louis-Jacques-Joseph du Buat) (1769-1834), Анна-Мелани-Антуанетта-Перпетю
(Anne-Melanie-Antoinette-Perpetue du Buat) (1771-1819), Андре-Огюстен
(Andre-Augustin du Buat) (1775-1835) и
Мари-Франсуа (Marie-Francois du Buat) (1776-1795).
Комментариев нет:
Отправить комментарий