Вадье (Marc-Guillaume-Alexis Vadier) Марк-Гийом-Алексис
(1736-1828) – сеньор де Пейруте, де Николь и де Борденав (Seigneur de Peyroutet a Montaut, de Nicol et de Bordenave a Belpech), деятель Великой
Французской Революции, известный как «Великий Инквизитор» (Grand Inquisiteur). Родился 17 июля
1736 года в Памьере (Pamiers,
Arriege) в семье
сборщика церковной десятины Виктора Вадье (Victor Vadier, Seigneur de Peyroutet)
и его супруги Филиппы де Массо (Philippe de Massot),
с 1745 по 1749 год обучался в Колледже д,Экиль в Тулузе (Сollеge de l,Esquille а Toulouse),
в 1753 году в возрасте 17 лет поступил на военную службу кадетом (cadet) Пьемонтского пехотного
полка (Regiment de Piemont-infanterie),
в 1755 году – лейтенант, принимал участие в боевых действиях Семилетней
войны (Guerre de Sept-Ans) на территории Германии, после сражения 5 ноября 1757 года при Россбахе
(Rossbach) вышел в отставку, возвратился во Францию и изучал
юриспруденцию в Памьере, в 1770 году получил диплом бакалавра и 8 августа 1770
года назначен королевским советником (Сonseiller du roi)
сенешальства Памьер. Посвященный в масонскую ложу
«Совершенной гармонии» (Parfaite harmonie), основал собственную ложу
Нострадамуса (Loge maconnique Nostradamus), которая не были
признана Великим Востоком Франции (Loge de Grand Orient de France), после чего обратился к учению иллюминатов (Illuminеs) Сведенборга (Emanuel Swedenborg) (1688-1772)
и Вейсгаупта (Adam Weishaupt) (1748-1830). 9 апреля 1789 года избран депутатом Генеральных
Штатов (Etats generaux)
от третьего сословия (Tiers-Etat) сенешальства Памьер (Senechaussee
de Pamiers),
в Учредительном собрании (Assemblee constituante)
присоединился к партии конституционалистов и в 1791 году вместе с Барером (Bertrand Barere de Vieuzac) (1755-1841)
вступил в Клуб Фейянов (Club des Feuillants). После «Вареннского бегства» (Fuite de Varennes) потребовал 14 июля
1791 года лишить короля Людовика XVI-го (Louis XVI)
(1754-1793), которого назвал «коронованным разбойником» (brigand couronnе),
неприкосновенности и предать его Верховному суду (Haute Cour nationale), 15
ноября 1791 года назначен председателем суда округа Мирепуа (Tribunal de Mirepoix), 3 сентября 1792
года переизбран в Конвент (Convention nationale)
от департамента Арьеж (Ariege),
присоединился к монтаньярам (montagnards),
в процессе короля голосовал за смертную казнь и против отсрочки: «Я голосую за
смерть, я здесь лишь пассивный блюститель закона» (Je vote pour la mort, je ne
suis ici qu,applicateur passif de la loi). Во время событий 12-14 прериаля I-го года (31 мая-2 июня 1793
года), известных как «Революции 31 мая» (Revolution du 31 mai), активно содействовал изгнанию жирондистов (girondins), 27 фрюктидора I-го года (14 сентября 1793
года) совместно с Амаром (Jean-Pierre-Andre Amar) (1755-1816), Байлем (Moyse Bayle) (1755-1812), Буше (Antoine-Sauveur Boucher, dit Boucher-Saint-Sauveur) (1723-1806), Давидом (Jacques-Louis David)
(1748-1825), Гюффруа (Armand-Benoit-Joseph Guffroy) (1742-1801), Лавикомтри
(Louis-Charles Lavicomterie) (1746-1809), Леба
(Philippe-Franсois-Joseph Le Bas) (1762-1794), Лебоном (Guislain-Francois-Joseph Le Bon) (1765-1795), Панисом (Etienne-Jean Panis) (1757-1832), Рюлем (Philippe-Jacques Ruhl) (1737-1795) и Вулланом
(Jean-Henri Voulland) (1751-1801) вошёл в
состав Комитета общественной безопасности (Comite de surete general) и избран его бессменным председателем, отличился
ревностным преследованием врагов революции, 10 брюмера II-го года (31 октября 1793 года) в
качестве присяжного Революционного Трибунала (Tribunal revolutionnaire) инициировал
совместно с Вилатом (Joachim Vilate) (1767-1795) и Демуленом (Camille Desmoulins) (1760-1794) вынесение смертного приговора 21 жирондисту, в
январе 1794 года совместно с Амаром обвинил в роялизме и биржевых махинациях
Базира (Claude Basire)
(1764-1794), Шабо (Francois Chabot)
(1756-1794), Делоне (Joseph Delaunay)
(1752-1794), Фабра д,Эглантина (Philippe-Franсois-Nazaire Fabre d,Eglantine) (1750-1794) и Жюльена (Jean Jullien de Toulouse) (1750-1828), что повлекло за собой
процесс дантонистов (Proces des Dantonistes),
с 1 по 16 плювиоза II-го
года (с 20 января по 4 февраля 1794 года) занимал кресло президента Конвента, в
апреле 1794 года выступил за беспощадное подавление предполагаемого мятежа
заключённых и поддержал предложение Барера расстрелять всех военнопленных, 23
прериаля II-го года (11
июня 1794 года) по его настоянию приговорены к смертной казни и взошли на
эшафот администратор Арьежского департамента (Аdministrateur du dеpartement de l,Ariеge) Франсуа Дармэн (Franсois Darmaing),
судья гражданского суда (Juge au tribunal civil)
Жан-Пьер-Жером Дармэн (Jean-Pierre-Jеrоme Darmaing)
и ещё 8 жителей Памьера. На заседании Конвента (Convention nationale) 27 прериаля II-го года (15 июня 1794
года) от имени комитета сообщил о раскрытии «нового заговора» (nouvelle conspiration ) и
намекнул, что пророчица Катрин Тео (Catherine Theot) (1716-1794) находится на
жаловании «Неподкупного» (Incorruptible)
и намеревается объявить его «мессией, утешителем бедняков» (Messie, consolateur des pauvres), вследствие чего
депутаты вынесли постановление об аресте самой предсказательницы, аббата Жерля (Antoine-Christophe Gerle, dit Dom Gerle) (1736-1801) и других её
последователей, вместе с тем, Робеспьер (Maximilian Robespierre) (1758-1794), понимая, что
«дело Катрин Тео» нацелено исключительно против него и внедряемой им
религиозной идеи Верховного Существа (Еtre suprеme),
всеми силами стремился противостоять преданию «Богоматери» (Mere de Dieu) суду и 8 термидора II-го года (26 июля 1794
года) добился постановления Комитета общественного спасения (Comite de salut public) о невозможности
передачи дела в Революционный трибунал (Tribunal revolutionnaire). 29 прериаля II-го года (17 июня 1794 года)
вместе с Барером инициировал доклад Лакоста (Еlie Lacoste) (1745-1806) об «Иностранном
заговоре» (Сomplot de l,еtranger), в результате
которого на гильотину отправились 54 «красные рубашки» (chemise rouge). В день государственного
переворота 9 термидора II-го
года (27 июля 1794 года) выступил одним из обвинителей Робеспьера и обнародовал
письмо, якобы найденное в матрасе Катрин Тео и адресованное Робеспьеру как
«первому пророку» (premier prophеte). Во время Термидорианской
реакции (Reaction thermidorienne)
был обвинён Лекуантром (Laurent Lecointre)
(1742-1805) и Саладеном (Jean-Baptiste-Michel Saladin) (1752-1812) в
«излишествах» и 12 вантоза III-го
года (2 марта 1795 года) приговорён к ссылке вместе с Бийо-Варенном (Jacques-Nicolas Billaud-Varenne) (1756-1819), Колло д,Эрбуа (Jean-Marie Collot d,Herbois) (1749-1796) и Барером, однако,
сумел бежать и до амнистии 4 брюмера IV-го года (26 октября 1795 года) скрывался в Париже. При
Директории (Directoire)
был замешан в «Заговоре равных» (Conjuration des Egaux) Гракха Бабёфа (Gracchus Babeuf) (1760-1797), 15
прериаля IV-го года (3
июня 1796 года) арестован и приговорён Верховным судом Вандома (Haute-Cour de Vendome) к депортации в
Кайенну (Cayenne, Guyanе francaise). Вместе с тем, вследствие
блокады порта Шербура (Cherbourg,
Manche)
британской эскадрой, не смог отплыть к месту ссылки и был помещён на остров
Пеле (Ile Pelee),
где провёл более трёх лет, 1 вандемьера VIII-го года (23 сентября 1799 года) получил свободу, после чего проживал
вдали от политики в Париже, а с 1807 года в Тулузе (Toulouse, Haute-Garonne), где во время «100 дней» подписал Дополнительный акт (Acte additionnel), после второй
Реставрации изгнан из Франции в соответствии с законом от 12 января 1816 года о
«цареубийцах» (Loi contre les regicides).
Умер 14 декабря 1828 года в Брюсселе (Bruxelles, Belgique)
в возрасте 92 лет. Был дважды женат: первым браком 30 ноября 1762 года на
Жанне-Марии Лавинь (Jeanne-Marie Lavigne) ( -1794), от которой
имел сына Жака-Роже-Оноре-Филиппа (Jacques-Roger-Honore-Philippe, dit Carpe Vadier) (1763- ); вторым
браком 5 флореаля IV-го
года (24 апреля 1796 года) на Жанне Ферран (Jeanne Ferran), от которой имел дочерей Марию-Анну-Прудонс (Marie-Anne-Prudence Vadier) (1796- ) и Онорину (Honorine Vadier) (1797- ). Историк Луи
Блан (Louis-Jean-Joseph-Charles
Blanc) (1811-1882)
характеризовал личность Вадье как «Одиозную смесь гордыни,
варварства и трусости» (Odieux mеlange d,orgueil de barbarie et de lаchetе).
Комментариев нет:
Отправить комментарий