Борда (Jean-Charles de Borda) Жан-Шарль (1733-1799) – шевалье де Борда (Chevalier de Borda), французский морской офицер, математик и физик. Родился 4 мая 1733 года в Даксе (Dax, Landes) в семье Жана-Антуана Борда (Jean-Antoine Borda, Seigneur de Labatut) (1695-1767) и его супруги Жанны-Марии-Терезы де Лакруа (Jeanne-Marie-Therese de Lacroix) (1702-1760), начальное образование получил в Колледжа Генриха IV-го в Ла-Флеше (College Henri-IV de La Fleche, Sarthe), затем обучался в Королевской инженерной школе Мезьера (Ecole Royale du genie de Mezieres), в 1753 году прислад д,Аламберу (Jean Le Rond d,Alembert) (1717-1783) мемуар по вопросам геометрии, за что принят в Академию наук членом-корреспондентом (Membre correspondant de l,Academie des sciences), в 1756 году опубликовал работу «Мемуар о движении снарядов» (Memoire sur le mouvement des projectiles), вызвавшую похвальные отзывы математиков Клеро (Alexis-Claude Clairaut) (1713-1765) и Бугера (Pierre Bouguer) (1698-1758), в том же году назначен помощником геометра Академии (Adjoint-geometre de l,Academie). С началом Семилетней войны (Guerre de Sept-Ans) назначен адьютантом генерала маркиза де Мальбуа (Yves-Marie Desmarets de Maillebois) (1715-1791), участвовал в сражении 26 июля 1757 года при Хастенбеке (Hastenbeck), в 1767 году поступил на службу в Королевский флот (Royal Marine) в качестве морского инженера (Ingenieur maritime), в 1770 году изобрёл систему голосования, названную «Методом Борда» (Mеthode Borda) и выражающую результаты голосования в виде суммы баллов, набранных каждым из кандидатов. В 1771 году совместно с астрономом Пингре (Alexandre-Guy Pingre) (1711-1796) и живописцем Озанном (Nicolas-Marie Ozanne) (1728-1811) принял участие в экспедиции, организованной Академией наук для испытания новых морских хронометров Пьера Леруа (Pierre Leroy) (1699-1774) и Фердинанда Берту (Ferdinand Berthoud) (1727-1807), отплыл из Бреста (Brest, Finistеre) на борту 32-пушечного фрегата «La Flore» капитана Вердюна (Jean-Rene-Antoine de Verdun, Marquis de la Crenne et de Verdun-en-Boucey) (1741-1805), посетил Канарские острова (Iles Canaries), Кадис (Cadix), Антильские острова (Antilles), Ньюфаундленд (Terre-Neuve), Сен-Пьер-и-Микелон (Saint-Pierre-et-Miquelon), Исландию (Islande), Копенгаген (Copenhague) и в 1772 году возвратился во Францию. Принимал участие в войне за независимость Соединённых Штатов, исполнял обязанности интенданта (intendant) эскадры адмирала д,Эстена (Charles-Henri-Hector d,Estaing) (1729-1794), сражался 29 августа 1778 года при Род-Айленде (Rhode Island), с 16 сентября по 18 октября 1779 года находился при осаде Саванны (Savannah), в 1781 году возглавил морской эскадрон, ответственный за сопровождение экспедиционного корпуса на Мартинику (Martinique), в 1782 году – капитан 1-го ранга (Capitaine de Vaisseau), командир 64-пушечного линейного корабля «Le Solitaire», 6 декабря того же года у берегов Барбадоса (Barbados) сражался против британского 64-пушечного линкора «Ruby» капитана Джона Коллинза (John Collins) (1734-1794), но вынужден был спустить флаг когда на помощь англичанам подоспели другие корабли морского эскадрона контр-адмирала Хьюза (Sir Richard Hughes, 2nd Baronet of East Bergholt) (1724-1812), после освобождения возвратился к обязанностям морского инженера и занимался усовершенствованием насосных систем. В 1784 году назначен инспектором военно-морского судостроения Франции (Inspecteur de la construction navale de France) и в 1786 году совместно с военно-морским инженером Жаком-Ноэлем Сане (Jacques-Noel Sane) (1740-1831) ввёл обширную программу флотского строительства. 19 мая 1790 года совместно с Лавуазье (Antoine-Laurent de Lavoisier) (1743-1794), Лагранжем (Joseph-Louis (Giuseppe Lodovico Lagrangia) Lagrange) (1736-1813), Куломбом (Charles-Augustin Coulomb) (1736-1806), Лапласом (Pierre-Simon de Laplace) (1749-1827), Монжем (Gaspard Monge) (1746-1818) и Тийе (Guillaume-Louis du Tillet) (1730-1794) вошёл в состав образованной маркизом де Кондорсе (Marie-Jean-Antoine-Nicolas de Caritat de Condorcet) (1743-1794) Комиссии мер и весов, которая в отчёте от 19 марта 1791 года предложила в качестве единицы длины расстояние, равное одной десятимиллионной четверти Парижского меридиана между Дюнкерком (Dunkerque) и Барселоной (Barcelona), то есть метр (metre). 19 июня 1791 года члены Комиссии были приняты королём Людовиком XVI-м (Louis XVI) (1754-1793) в Тюильри (Chateau de Tuilleries), 11 июля 1792 года в отчёте Комиссии, представленной Академии наук, слово метр было официально использовано для обозначения новой единицы измерения и 14 термидора I-го года (1 августа 1793 года) принято декретом Конвента (Convention nationale). 25 фрюктидора I-го года (11 сентября 1793 года) совместно с Приором-Дювернуа (Claude-Antoine Prieur-Duvernois, dit Prieur de la Cote d,Or) (1763-1832) возглавил новую временную Комиссию мер и весов, образованную Комитетом общественного спасения (Comite de salut public), 28 фримера II-го года (18 декабря 1793 года) написал письмо в поддержку Лавуазье, за что 3 нивоза II-го года (23 декабря 1793 года) исключён из Комиссии вместе с Деламбром (Jean-Baptiste-Joseph Delambre) (1749-1822), Лапласом, Куломбом и Бриссоном (Mathurin-Jacques Brisson) (1723-1806), после чего, опасаясь репресий, удалился в Блуа (Blois, Loir-et-Cher), где продолжил работу над метрической системой. Умер в Париже 1 вантоза VII-го года (19 февраля 1799 года) в возрасте 65 лет. Член Общества Цинциннати (Sociеtе des Cincinnati de France), Академии Бордо (Acadеmie de Bordeaux) (1767 год), Королевской морской Академии (Acadеmie de marine) (1769 год), автор работ «Voyage fait par ordre du roi en 1771 et 1772, en diverses parties de l,Europe et de l,Amerique, pour verifier l,utilite de plusieurs methodes et instruments servant a determiner la latitude et la longitude» (1778 год) и «Description et usage du cercle de reflexion, avec differentes methodes pour calculer les observations nautiques» (1787 год). Астроном, физик и математик Жан-Батист Био (Jean-Baptiste Biot) (1774-1862) так отзывался о Борда: «Его следует считать одним из тех, кто внес наибольший вклад в развитие мореходного искусства, как усовершенствованными инструментами, которые он дал морякам, так и умением, с которым он мог приблизить к ним геометрические методы, не лишая их точности. Период, в который он опубликовал свои наблюдения, следует рассматривать как время, когда французские моряки отказались от рутины невежества, чтобы руководствоваться факелом точных наук» (Il doit еtre considere comme l,un de ceux qui contribuerent le plus au developpement de l,art de la navigation, tant par les instruments perfectionnes qu,il donna aux matelots, que par l,habilete avec laquelle il sut leur approcher les methodes geometriques sans les priver de precision. L,epoque ou il publie ses observations doit etre vue comme celle ou les marins francais abandonnent la routine de l,ignorance pour se laisser guider par le flambeau des sciences exactes). Именем Борда были назван кратер на Луне, а также пять кораблей французского военно-морского флота: 10-пушечный бриг (1834 год), 110-пушечный линейный корабль (1807 год), 120-пушечный линейный корабль (1849 год), 90-пушечный парусно-паровой линейный корабль (1864 год) и гидрографическое и океанографическое научно-исследовательское судно (14 ноября 1986 года). 24 мая 1891 года на площади Галле (Place de la Halle) в Даксе в присутствии президента Республики Мари-Франсуа-Сади Карно (Marie-Francois-Sadi Carnot) (1837-1894), мэра Мийи-Лакруа (Raphael Millies-Lacroix) (1850-1941), морского министра (Ministre de la Marine) Эдуара Барбе (Edouard Barbey) (1831-1905) и членов Академии наук торжественно открыт памятник Жану-Шарлю Борда работы скульптора Обе (Jean-Paul Aube) (1837-1916).
Комментариев нет:
Отправить комментарий