Маженди (Jean-Jacques Magendie) Жан-Жак (1766-1835) – капитан 1-го ранга (Capitaine de vaisseau)
(26 августа 1803 года). Родился 21 мая 1766 года в Бордо (Bordeaux, Gironde) в семье торговца бумагой
(Marchand papetier) Жака Маженди
(Jacques Magendie) и его супруги Марии Бьявню (Marie
Bienvenue), в 1781 году в возрасте 15 лет поступил на морскую службу лоцманом
(Pilotin) 10-пушечного шлюпа
«L,Union», на борту которого 3 декабря 1781 года отплыл в Тринкомали
(Trinquemalay, Ile de Ceylan) с боеприпасами для эскадры адмирала де Сюффрена (Pierre-Andre Bailli de
Suffren) (1729-1788), 26 мая 1784 года возвратился во Францию. 30 сентября 1784 года принят в торговый флот (Marine marchande)
лоцманом корабля «Les Deux-Sophies», затем служил на торговых судах «Grand-d,Alembert» и «Samson», на борту которых совершил несколько рейсов на Мартинику (Martinique) и Санто-Доминго (Saint-Domingue),
20 марта 1790 года – лейтенант корабля «Le Lyon», 10 марта 1792 года переведён на торговое судно «La
Grand-Terre», 19 июля
1792 года – на «L,Aimable-Aurore», плавал на
острова Святой Люсии (Sainte-Lucie), Мартинику, Санто-Доминго и
Гваделупа (Guadeloupe),
8 флореаля I-го года (27 апреля 1793 года) возвратился в Бордо. 14 фрюктидора I-го года (31 августа 1793 года)
присоединился к военно-морскому флоту с чином мичмана (Enseigne de vaisseau) и назначением в Брестский
порт (Port de Brest,
Finistere), 25 вандемьера
II-го года (16 октября
1793 года) – мичман 4-пушечного катера «Le Courrier», крейсировал у побережий Ирландии и Англии (Cotes d,Irlande et d,Angleterre), 13 флореаля II-го года (2 мая 1794 года)
– лейтенант, 26 мессидора II-го
года (14 июля 1794 года) возвратился в Брест, где на следующий день возглавил 12-пушечный
катер «Le Ranger», 12 термидора II-го
года (30 июля 1794 года) – командир 18-пушечного корвета «L,Espion», крейсировал
у Английского побережья, 13 вантоза III-го года (3 марта 1795 года) вступил в неравный бой в бухте
Одьерн (Baie d,Audierne, Bretagne) с британским 32-пушечным фрегатом «Lively» капитана Стюарта (Sir George Stewart) (1768-1834)
и после ожесточённого сопротивления вынужден был спустить флаг. 30 вантоза III-го года (20 марта 1795
года) получил свободу в процессе обмена военнопленными и возвратился к службе в
Брестском порту, 28 термидора III-го
года (15 августа 1795 года) предстал перед Военным
советом (Conseil de guerre) по обвинению в потере корабля и
был «с честью» (honorablement) оправдан, 29 брюмера IV-го
года (20 ноября 1795 года) испросил отпуск для поправления здоровья и
возвратился в Бордо. В январе 1796 года возвратился к активной службе с
назначением командиром 18-пушечного корвета «La Bergere» в Бресте, подал
заявку на командование одним из строящихся в Бордо фрегатов и был поддержан в
просьбе народным представителем (Representant du
peuple) Пьером-Ансельмом Гарро (Pierre-Anselme Garrau) (1762-1819): «Я могу
подтвердить, что благодаря своим талантам, бесстрашию, нравственности и
преданности своей родине гражданин Маженди достоин выполнить работу, о которой
он просит» (Je puis certifier que par ses talents, son intrepidite, ses moeurs
et son devouement a sa Patrie, le citoyen Magendie est digne de remplir
l,emploi qu,il demande). 1 жерминаля IV-го года (21 марта 1796 года) - капитан 2-го ранга (Capitaine de fregate), 2 флореаля IV-го года (21 апреля 1796
года) – командир 38-пушечного фрегата «Le
Tartu», 25 фримера V-го
года (15 декабря 1796 года) принял участие в
провальной Ирландской экспедиции вице-адмирала Морара де Галла (Justin-Bonaventure Morard de Galles) (1741-1809) и генерала Гоша (Louis-Lazare Hoche) (1768-1797), 16 нивоза V-го года (5 января 1797 года) вновь попал в плен после 4-часового
боя у побережья Ирландии против британского 64-пушечного линейного корабля «Polyphemus» капитана Джорджа
Ламсдейна (George Lumsdaine)
( -1812). После освобождения служил с 7 вандемьера по 27 фрюктидора VII-го года (с 28 сентября
1798 года по 13 сентября 1799 года) в Рошфоре (Rochefort, Charente-Maritime), 7 плювиоза VII-го года (26 января 1799 года)
оправдан Морским военным советом (Conseil martial maritime) за потерю фрегата «Le Tartu», 28
фрюктидора VII-го года
(14 сентября 1799 года) возглавил 40-пушечный фрегат «L,Africaine», на борту
которого совершил в 1800 году плавание до острова Санто-Доминго, затем вернулся
в Рошфор, 29 плювиоза IX-го
года (18 февраля 1801 года) совместно с 40-пушечным фрегатом «La Regeneree» отплыл
под общим командованием капитана 1-го ранга Жоржа Сонье (George Saunier) (1769-1801) в
Египет (Egypte) с
боеприпасами и подкреплениями (300 солдат) для Восточной Армии (Armee de l,Orient), в тот же день у мыса Ларок (Cap de La Roque) столкнулся с двумя
британскими фрегатами и бригом, после чего вынужден был ретироваться в
Гибралтарский пролив (Gibraltar),
где на рассвете 30 плювиоза IX-го
года (19 февраля 1801 года) был атакован английским 36-пушечным фрегатом «Phoebe» капитана Томаса
Бейкера (Thomas Baker)
(1771-1845) – в ходе 15-часового сражения «L,Africaine»,
неспособный к маневру вледствие сильной перегрузки, получил тяжёлые повреждения
и лишился управления, французы потеряли 176 человек убитыми и ранеными, в том
числе дивизионного генерала Дефурно (Edme-Etienne-Borne Desfourneaux) (1767-1849), получившего пулю в
грудь; капитан Сонье, дважды безуспешно пытавшийся взять врага на абордаж, был
сбит с ног ядром на капитанском мостике и на руках перенесён моряками на нижнюю
палубу, но по пути получил ещё несколько пулевых ранений и умер на месте; капитан
Маженди получил тяжёлую контузию в голову обломком бизань-мачты. 4 жерминаля IX-го года (25 марта 1801
года) возвратился во Францию и служил в портах Тулона (Porte de Toulon, Var) и
Рошфора, 24 фрюктидора X-го
года (11 сентября 1802 года) возглавил 38-пушечный фрегат «La Minerve» в Анконе
(Ancone), крейсировал в
Средиземном море (Mеditerranеe), внёс существенный вклад в укрепление
порта и залива Порто-Феррайо (Porto-Ferrajo) на острове Эльба (Ile d,Elbе), за что удостоен
благодарственного письма от морского министра (Ministre de la Marine) вице-адмирала Декре (Denis Decres) (1761-1820), затем присоединился к
эскадре адмирала Латуш-Тревиля (Louis-Rene-Madeleine Levassor de Latouche-Treville) (1745-1804) на морской станции Санто-Доминго, 6 нивоза XI-го года (27 декабря 1802
года) участвовал в атаке на Форт Пор-де-Пэ (Fort du Port-de-Paix), в
1803 году возвратился во Францию, 8 фрюктидора XI-го года (26
августа 1803 года) - капитан 1-го ранга, несколько дней провёл в Париже,
наблюдая за строительством канонерских лодок адмиралом Миссиесси (Edouard-Jacques-Burgues de Missiessy) (1754-1837), 15 фрюктидора XI-го года (2 сентября 1803
года) вернулся в Тулон, где 16 плювиоза XII-го года (6 февраля 1804 года) возглавил 86-пушечный линейный корабль
«Le Bucentaure», флагман Средиземноморской
эскадры (Еscadre de la Mеditerranеe) адмирала Латуш-Тревиля, 11-13 прериаля
XIII-го года (31 мая-2 июня
1805 года) в составе морского эскадрона капитана 1-го ранга Косма-Кержулена (Julien-Marie Cosmao-Kerjulien) (1761-1825) находился при штурме и захвате
острова «Алмазная скала» (La Rocher du Diamant), расположенного в
Канале Святой Люсии (Canal de Sainte-Lucie, Caraibes) к юго-западу от Мартиники,
3 термидора XIII-го
года (22 июля 1805 года) сражался против британской эскадры адмирала Калдера (Sir Robert Calder) (1745-1818) у Мыса
Финистере (Cape Finistere),
29 вандемьера XIV-го года
(21 октября 1805 года) в качестве флагмана эскадры адмирала Вильнёва (Pierre-Charles-Jacques-Baptiste de Willeneuve) (1763-1806) принимал участие в сражении
при Трафальгаре (Trafalgar),
где «Le Bucentaure»
после ожесточённого 3-часового боя против британских 100-пушечного флагмана
адмирала Нельсона (Horatio Nelson, 1st Viscount Nelson, 1st Duke of Brontе)
(1758-1805) линкора «Victory» капитана Харди (Sir Thomas Masterman Hardy)
(1769-1839) 98-пушечного линкора «Temeraire» капитана Харви (Sir Eliab Harvey)
(1758-1830) и 74-пушечного линкора «Conqueror» капитана Пелью (Sir Israel
Pellew) (1758-1832) вынужден был спустить флаг - адмирал Вильнёв, два его
адьютанта, а также раненые капитан Маженди и аджюдан-генерал (adjudant-general) Контамен (Theodore de Contamine) (1773-1852) были приняты на борт 74-пушечного
линкора «Mars» капитана
Даффa (George Duff) (1764-1805), а затем на 98-пушечном линейном корабле «Neptune» капитана Фримантлa (Sir Thomas Francis
Fremantle) (1765-1819) доставлены Англию, где содержались как военнопленные в
Рединге (Reading,
Berkshire). В начале
февраля 1806 года капитан Маженди вернулся на родину и был прикомандирован к Министерству
военно-морского флота и колоний (Ministere de la Marine et des Colonies), 17
ноября 1807 года – член Комиссии, ответственной за рассмотрение и утверждение
отдельных и общих отчетов Кассы Инвалидов (Commission chargee de l,examen et
arrete des comptes particuliers et generaux de la Caisse des Invalides), в том
же году присоединился к генералу Жюно (Jean-Andoche Junot) (1771-1813) в Португалии (Portugal) и 2 декабря 1807 года возглавил в Лиссабоне (Lisbonne) все военно-морские
силы, собравшиеся на Тахо (Tage)
(три линейных корабля, три фрегата и три корвета), а также арсенал и 3 800
рабочих, держал флаг на борту 74-пушечного линкора «Le Vasco-de-Gama», после
заключения 30 августа 1808 года Синтрийской конвенции (Сonvention de Cintra) передал 14 сентября
свои корабли адмиралу Коттону (Sir Charles Cotton)
(1753-1812), на следующий день вместе с генералом Жюно отплыл из Лиссабона на
борту 36-пушечного фрегата «Nymphe» капитана Перси (Joscelyn Percy) (1784-1856) и 12 октября
1808 года высадился в Ла-Рошели (La Rochelle, Charente-Maritime). 20 октября 1808
года направлен с миссией в Порт-Вондр (Port-Vendres, Pyrenees-Orientales) для
пополнения запасов продовольствия, в январе 1809 года – адъютант морского
министра адмирала Декре, 12 октября 1810 года – адъютант командующего Армии Португалии (Armee du Portugal) маршала Массена (Andre Massena) (1758-1817),
принимал участие в боевых действиях на Пиренейском полуострове до 22 мая 1811
года, когда получил трёхмесячный отпуск, 31 июня 1811 года возвратился в Париж.
22 ноября 1811 года – командир 74-пушечного линейного корабля «L,Ajax», под руководством адмирала Эмерьё де Боверже (Maurice-Julien Emeriau de Beauverger) (1762-1845)
командовал 47-м экипажем флотилии (4e Equipage de Flottille) при отражении
британского нападения на Тулон, в 1813 году – командир 1-го морского полка
десантной эскадры (1er Regiment des marins de debarquement de l,escadre), во
время «100 дней» присоединился к Императору и 1 апреля 1815 года вновь
возглавил линкор «L,Ajax», после второй
Реставрации вышел 29 января 1816 года в отставку. Умер
26 марта 1835 года в Париже в возрасте 68 лет. Шевалье Почётного Легиона (5
февраля 1804 года), Офицер Почётного Легиона (14 июня 1804 года), Шевалье
Святого Людовика (18 августа 1814 года), кавалер ордена Лилии (Ordre du Lys). С 6 вандемьера IV-го года (28 сентября 1795
года) был женат на Раймонде Дешазо (Raimonde Deschazeau) (1771- ), от которой имел
дочь Зое (Zoе Magendie). Портрет офицера,
исполненный в 1802 году живописцем Жаном-Батистом Викаром (Jean Baptiste Wicar)
(1762 1834), является достоянием Библиотеки Мармоттан (Biblioteque Marmottan, Boulogne-sur-Seine).
Комментариев нет:
Отправить комментарий