четверг, 14 марта 2024 г.

Дюкро (Joseph Ducreaux) Жозеф (1735-1802)

Дюкро (Joseph Ducreaux) Жозеф (1735-1802) – французский портретист и миниатюрист. Родился 26 июня 1735 года в Нанси (Nancy, Meurthe et Moselle) в семье придворного живописца короля Станислава Лещинского (Stanislaw Leszczynski) (1677-1766) Шарля Дюкро (Charles Ducreux) и его супруги Анны Бельяр (Anne Beliard), начальное художественное образование получил под руководством отца, в 1760 году перебрался в Париж, где совершенствовал своё мастерство в студии Жана-Батиста Грёза (Jean-Baptiste Greuze) (1725-1805) и брал уроки у знаменитого Мориса-Квентина де Латура (Maurice-Quentin de La Tour) (1704-1788), придворного живописца короля Людовика XV-го (Louis XV) (1710-1774), причём первыми моделями его работ, исполненных в подражание Латуру, стали историк и коллекционер Пьер-Жан Мариетт (Pierre-Jean Mariette) (1694-1774), антиквар и археолог граф де Кайлю (Anne-Claude-Philippe de Tubieres de Grimoard de Pestels de Levis de Caylus) (1692-1765) и финансис маркиз де Ремовиль (Ange-Laurent de La Live de July, Marquis de Removille) (1725-1779), в 1764 году – член Академии Святого Люка (Academie de Saint-Luc), в 1769 году по поручению министра иностранных дел (Ministre des Affaires etrangeres) герцога де Шуазеля (Еtienne-Franсois de Choiseul-Beauprе-Stainville) (1719-1785) отправился в Вену (Vienne), чтобы исполнить портреты австрийских эрцгерцогинь, предполагаемых невест дофина Франции, будущего короля Людовика XVI-го (Louis XVI) (1754-1793), 14 февраля 1769 года прибыл в столицу Австрии и спустя четыре дня приступил к работе над портретом эрцгерцогини Марии Антуанетты Жозефы Жанны (Marie Antoinette Josephe Jeanne d,Autriche-Lorraine) (1755-1793), будущей королевы Франции. 16 ноября 1769 года покинул Вену и после возвращения в Париж стал одним из самых популярных и высокооплачиваемых портретистов Высшего света, в 1791 году эмигрировал в Лондон (London), где выставил пять своих работ в Королевской Академии (Royal Academy), заявив о себе как о «Королевском художнике и первом художнике королевы Франции» (Peintre du Roi et premier Peintre du Reine de France), в том же году возвратился в Париж и принял участие в первой выставке Парижского Салона (Salon de Paris), где заслужил высокую оценку: «нельзя рисовать более правдиво, с большим количеством тонов, с большей чистотой и свежестью» (on ne sauroit peindre avec plus de vеritе avec des tons plus purs et plus frais), вместе с тем, Барер (Bertrand Barere de Vieuzac) (1755-1841) на страницах своей газеты «Point du Jour» не преминул рассказать о «недоброжелателях» (mеchant), утверждающих, что хвалебный отзыв дело рук самого Дюкро. 12 января 1792 года присоединился волонтёром к Национальной гвардии (Garde Nationale Parisienne) и поступил на службу в качестве полицейского комиссара Парижского военного лагеря (Сommissaire de police du Сamp sous Paris), 13 жерминаля I-го года (2 апреля 1793 года) Конвент (Convention nationale) предоставил ему жильё в Лувре (Louvre), но Дюкро не сумел им воспользоваться, поскольку в помещении уже имелся арендатор в лице певицы и композитора Марии-Анны-Катрин Кино (Marie-Anne-Catherine Quinault) (1695-1793), первой женщины-кавалера ордена Святого Михаила (Ordre de Saint-Michel). Во время Террора (Grand Terreur) подвергся критике как «портретист аристократов» (portraitiste d,aristocrates), но избежал проскрипции благодаря заступничеству Жака-Луи Давида (Jacques-Louis David) (1748-1825) и смог продолжить официальную карьеру живописца, 6 фрюктидора II-го года (23 августа 1794 года) совместно с живописцами Прюдоном (Pierre-Paul Prudhon) (1758-1823), Венсаном (Francois-Andre Vincent) (1746-1816) и поэтом Битобе (Paul-Jеrеmie Bitaubе) (1732-1808) назначен членом Комиссии для отбора картин, которые будут использоваться в качестве образцов фабрикамиГобелена и Савоннери (Manufactures des Gobelins et de la Savonnerie), в 1798 году держал студию в Мэзон де Нель (Maison de Nesle), в 1799 году в Мэзон д,Анживиллер (Maison d,Angivillers), в том же году подписал петицию с требованием исключить художницу Элизабет-Луизу Виже-Лебрен (Elisabeth-Louise Vigee Le Brun) (1755-1842) из «списков эмигрантов» (listes des еmigrеs). Умер от апоплексического удара по пути из Парижа в Сен-Дени (Saint-Denis) 5 термидора X-го года (24 июля 1802 года) в возрасте 67 лет. Член Венской Академии (Viennese Akademie) (1769 год). С 12 ноября 1760 года был женат на Филиппине-Розе Коссе (Philippine-Rose Cosse), от которой имел шестерых детей: Роза-Аделаида (Rose-Adelaide Ducreux) (1761-1802), Александр-Жюль (Alexandre-Jules Ducreux) (1765- ), Адриен-Шарль (Adrien-Charles Ducreux) (1766- ), Антуанетта-Клеманс (Antoinette-Clеmence Ducreux) (1776-1843), Шарль-Адриен-Жозеф (Charles-Adrien-Joseph Ducreux) (1776-1792) и Антуан-Леон (Antoine-Leon Ducreux) (1777- ). Автопортрет художника исполнен в 1793 году.

Autoportrait en moqueur, 1793, Musee de la Revolution francaise

Joseph II d,Autriche (1741-1790), 1769

Marie-Antoinette d,Autriche, 1769

Marie-Adelaide de France, dite Madame Adelaide (1732-1800), 1769

Аrchitecte Jean-Baptiste Brеquin de Demenge (1712-1785), 1769

Maria Theresa d,Autriche (1717-1780), 1770

Marie-Adеlaide-Clotilde-Xaviere de France, dite Madame Clotilde (1759-1802), 1775

Benjamin Francklin (1706-1790), 1782

Louis-Antoine de Bougainville (1729-1811), 1790

Pierre Choderlos de Laclos (1741-1803)

Anne Beliard, mеre de l,artiste

Francois Lequoy de Montgiraud (1748-1804), prefet maritime de Saint-Domingue, 1792

Compositeur Etienne-Nicolas Mehul (1763-1817), 1795

Georges Cadoudal (1771-1804), 1800

Комментариев нет:

Отправить комментарий