пятница, 22 марта 2024 г.

Дюплесси (Joseph-Siffred Duplessis) Жозеф-Сифред (1725-1802)

Дюплесси (Joseph-Siffred Duplessis) Жозеф-Сифред (1725-1802) – французский художник-портретист. Родился 22 сентября 1725 года в Карпантра (Carpentras, Comtat-Venaissin, Vaucluse) в семье хирурга и художника Жозефа-Гийома Дюплесси (Joseph-Guillaume Duplessis), получил первые уроки живописи от своего отца, затем обучался под руководством монаха Картезианского ордена (L,ordre des Chartreux) Жозефа Габриэля Имбера (Joseph-Gabriel Imbert, dit Frere Gabriel) (1666-1749) в Вильнёв-ле-Авиньоне (Villeneuve-les-Avignon, Gard), с 1744 года совершенствовал своё мастерство в студии Пьера Сюблейра (Pierre Subleyras) (1699-1749) в Риме (Rome), где познакомился и близко сдружился с художником-маринистом Клодом-Жозефом Верне (Claude-Joseph Vernet) (1714-1789). В 1748 году возвратился в Карпантра, где исполнил для собора Сен-Сифрен (Cathedrale Saint-Siffrein) картины «L,Invention de la Sainte Croix par Sainte-Helene» и «La Pentecote», а также работал над частными заказами, заслужив среди местной знати репутацию великолепного портретиста, в декабре 1751 года перебрался в Лион (Lyon, Rhone), а в следующем году окончательно поселился в Париже (Paris, Ile-de-France), где работал в мастерской ведущего портретиста французского рококо (Rococo francais) Жакa-Андре-Жозефa Аведa (Jacques-Andre-Joseph Aved, dit le Camelot) (1702-1766). В 1764 года дебютировал на выставке в Академии Святого Люка (Saint Luc), а с 1769 года ежегодно выставлялся в Салоне (Salon de Paris), заслужив восторженные отклики Дени Дидро (Denis Diderot) (1713-1784): «Вот художник по имени Дю Плесси, который скрывался около десяти лет и внезапно появляется с тремя или четырьмя поистине прекрасными портретами» (Voici un artiste appele Du Plessis qui s,est tenu cache pendant une dizaine d,annees et qui se montre tout a coup avec trois ou quatre portraits vraiment beaux). В том же году принят в Королевскую Академию живописи и скульптуры (Academie Royale de peinture et de sculpture) и 6 августа 1774 года за портрет скульптора Аллегрена (Christophe-Gabriel Allegrain) (1710-1795) назначен советником (Conseiller d,Academie). Его талантливые живописные работы отличаются могучей политрой, большим сходством, любезным и выразительным изображением своих моделей, окончательное признание получил в 1777 году благодаря портрету Людовика XVI-го (Louis XVI) (1754-1793) в коронационном костюме. Находясь на вершине славы, написал портреты графа Прованского (Louis-Stanislas-Xavier de Bourbon, Comte de Provence) (1755-1824), будущего короля Людовикa XVIII-го,  графа д,Артуа (Charles-Philippe de Bourbon, Сomte d,Artois) (1757-1836), будущего короля Карла X-го (Charles X), принцессы Марии-Амелии Бурбон-Сицилийской (Marie-Amelie de Bourbon-Siciles) (1782-1866), Жака Неккера (Jacques Necker) (1732-1804), графа д,Анживилле (Charles-Claude Flahaut de La Billarderie, Comte d,Angiviller) (1730-1809), принцессы де Ламбаль (Marie-Louise-Therese de Savoie, Princesse de Lamballe) (1749-1792), австрийского композитора Глюка (Christoph Willibald von Gluck) (1714-1787), драматурга Жана-Франсуа Дюси (Jean-Francois Ducis) (1733-1816), Бенжамена Франклина (Benjamin Franklin) (1706-1790) и многих других. В 1786 году совершенно разорился из-за банкротства кардинала принца де Роган-Гемене (Louis-Rene-Edouard de Rohan-Guemene) (1735-1803), сосланного по обвинению в «Деле об ожерелье королевы» (Affaire du collier de la reine) в аббатство Ла-Шез-Дьё (Abbaye de La Chaise-Dieu, Auvergne), после чего вынужден был регулярно обращаться за помощью к своим покровителям. Французская революция положила конец его карьере художника, в 1793 году возвратился на родину, где принимл участие в инвентаризации предметов искусства дистрикта Карпантра (District de Carpentras), с 1796 года исправлял должность хранителя галерей Версальского дворца (Conservateur des galeries du Chateau de Versailles), среди его учеников следует отметить Марию-Женевьеву Буйяр (Marie-Genevieve Bouliard) (1763-1825) и Жакa-Франсуа-Жозефa Свебах-Дефонтэнa (Jacques-Francois-Joseph Swebach-Desfontaines) (1769-1823). Умер 1 апреля 1802 года в Версале (Versailles, Yvelines) в возрасте 76 лет. Автопортрет художника, исполненный в 1801 году, является частью коллекции Музея Версаля и Трианона (Musеe National des Chаteaux de Versailles et de Trianon).

Autoportrait, 1780

Benjamin Franklin, 1785

Charles-Claude de Flahaut de la Billarderie, Comte d,Angiviller (1730-1809), 1779

Сompositeur autrichien Christoph Willibald von Gluck (1714-1787), 1775

Sculpteur Christophe-Gabriel Allegrain (1710-1795), 1774, Musee du Louvre, Paris

Femme tenant un livre, 1764

Georges-Louis Leclerc, Comte de Buffon (1707-1788)

Jacques Necker (1732-1804), 1781, Musee national des Chateaux de Versailles et de Trianon

Madame Suzanne Necker (1739-1794)

Peintre Jean-Marie Vien (1716-1809), 1784, Musee du Louvre, Paris

Louis XVI, roi de France et de Navarre, 1776, Musee des Beaux-Arts, Chartres

Louis XVI (1754-1793) en costume de sacre, 1777, Musee Carnavalet, Paris

Architecte Louis-Francois Petit Radel (1740-1818)

Louis-Stanislas-Xavier de France, Comte de Provence, surnomme Monsieur  (1755-1824)

Madame Louise-Catherine Lenoir ( -1790), mere d,Alexandre Lenoir, 1764, Musee du Louvre, Paris

Officier de la Garde du Corps du Roi

Monsieur de Beaumont, Musee du Louvre, Paris

Portrait de femme tenant un chien sur ses genoux, Musee du Louvre, Paris

Portrait d,une femme avec un chien

Chevalier Simon-Claude de Grassin de Glatigny (1701-1776) dans la tenue de sa Legion, Musee de l,Armee, Paris

Комментариев нет:

Отправить комментарий