Дюплесси (Joseph-Siffred Duplessis) Жозеф-Сифред
(1725-1802) – французский художник-портретист. Родился 22 сентября 1725 года в Карпантра
(Carpentras,
Comtat-Venaissin, Vaucluse)
в семье хирурга и художника Жозефа-Гийома Дюплесси (Joseph-Guillaume Duplessis), получил первые
уроки живописи от своего отца, затем обучался под руководством монаха
Картезианского ордена (L,ordre des Chartreux) Жозефа Габриэля Имбера (Joseph-Gabriel
Imbert, dit Frere Gabriel) (1666-1749) в Вильнёв-ле-Авиньоне
(Villeneuve-les-Avignon, Gard),
с 1744 года совершенствовал своё мастерство в студии Пьера Сюблейра (Pierre
Subleyras) (1699-1749) в Риме (Rome),
где познакомился и близко сдружился с художником-маринистом Клодом-Жозефом
Верне (Claude-Joseph Vernet) (1714-1789). В 1748 году возвратился в Карпантра,
где исполнил для собора Сен-Сифрен (Cathedrale Saint-Siffrein) картины «L,Invention
de la Sainte Croix par Sainte-Helene» и «La Pentecote», а также работал над
частными заказами, заслужив среди местной знати репутацию великолепного портретиста,
в декабре 1751 года перебрался в Лион (Lyon, Rhone),
а в следующем году окончательно поселился в Париже (Paris, Ile-de-France),
где работал в мастерской ведущего портретиста французского рококо (Rococo
francais) Жакa-Андре-Жозефa Аведa (Jacques-Andre-Joseph Aved, dit le Camelot)
(1702-1766). В 1764 года дебютировал на выставке в Академии Святого Люка (Saint Luc), а с 1769 года ежегодно
выставлялся в Салоне (Salon de Paris),
заслужив восторженные отклики Дени Дидро (Denis Diderot) (1713-1784): «Вот художник по имени Дю Плесси,
который скрывался около десяти лет и внезапно появляется с тремя или четырьмя
поистине прекрасными портретами» (Voici un artiste appele Du Plessis qui s,est
tenu cache pendant une dizaine d,annees et qui se montre tout a coup avec trois
ou quatre portraits vraiment beaux). В том же году принят в Королевскую Академию
живописи и скульптуры (Academie Royale de peinture et de sculpture) и 6 августа
1774 года за портрет скульптора Аллегрена (Christophe-Gabriel Allegrain)
(1710-1795) назначен советником (Conseiller d,Academie). Его талантливые
живописные работы отличаются могучей политрой, большим сходством, любезным и
выразительным изображением своих моделей, окончательное признание получил в
1777 году благодаря портрету Людовика XVI-го (Louis XVI)
(1754-1793) в коронационном костюме. Находясь на вершине славы, написал
портреты графа Прованского (Louis-Stanislas-Xavier de Bourbon, Comte de
Provence) (1755-1824), будущего короля Людовикa XVIII-го, графа д,Артуа (Charles-Philippe de Bourbon,
Сomte d,Artois) (1757-1836), будущего короля Карла X-го (Charles X), принцессы Марии-Амелии
Бурбон-Сицилийской (Marie-Amelie de Bourbon-Siciles) (1782-1866), Жака Неккера
(Jacques Necker) (1732-1804), графа д,Анживилле (Charles-Claude Flahaut de La
Billarderie, Comte d,Angiviller) (1730-1809), принцессы де Ламбаль (Marie-Louise-Therese
de Savoie, Princesse de Lamballe) (1749-1792), австрийского композитора Глюка (Christoph
Willibald von Gluck) (1714-1787), драматурга Жана-Франсуа Дюси (Jean-Francois
Ducis) (1733-1816), Бенжамена Франклина (Benjamin Franklin) (1706-1790) и
многих других. В 1786 году совершенно разорился из-за банкротства кардинала
принца де Роган-Гемене (Louis-Rene-Edouard de Rohan-Guemene) (1735-1803),
сосланного по обвинению в «Деле об ожерелье королевы» (Affaire du collier de la reine) в аббатство Ла-Шез-Дьё
(Abbaye de La Chaise-Dieu, Auvergne), после чего вынужден был
регулярно обращаться за помощью к своим покровителям. Французская революция
положила конец его карьере художника, в 1793 году возвратился на родину, где принимл
участие в инвентаризации предметов искусства дистрикта Карпантра (District de
Carpentras), с 1796 года исправлял должность хранителя галерей Версальского
дворца (Conservateur des galeries du Chateau de Versailles), среди его учеников
следует отметить Марию-Женевьеву Буйяр (Marie-Genevieve Bouliard) (1763-1825) и
Жакa-Франсуа-Жозефa Свебах-Дефонтэнa (Jacques-Francois-Joseph
Swebach-Desfontaines) (1769-1823). Умер 1 апреля 1802 года в Версале (Versailles, Yvelines) в возрасте 76 лет. Автопортрет
художника, исполненный в 1801 году, является частью коллекции Музея Версаля и
Трианона (Musеe National des Chаteaux de Versailles et de Trianon).
|
Autoportrait, 1780
|
|
Benjamin Franklin, 1785
|
|
Charles-Claude de Flahaut de la Billarderie,
Comte d,Angiviller (1730-1809), 1779
|
|
Сompositeur autrichien Christoph Willibald von
Gluck (1714-1787), 1775
|
|
Sculpteur Christophe-Gabriel Allegrain (1710-1795),
1774, Musee du Louvre, Paris
|
|
Femme tenant un livre, 1764
|
|
Georges-Louis Leclerc, Comte de Buffon
(1707-1788)
|
|
Jacques Necker (1732-1804), 1781, Musee
national des Chateaux de Versailles et de Trianon
|
|
Madame Suzanne Necker (1739-1794)
|
|
Peintre Jean-Marie Vien (1716-1809), 1784, Musee
du Louvre, Paris
|
|
Louis XVI, roi de France et de Navarre, 1776, Musee
des Beaux-Arts, Chartres
|
|
Louis XVI (1754-1793) en costume de sacre, 1777,
Musee Carnavalet, Paris
|
|
Architecte Louis-Francois Petit Radel (1740-1818)
|
|
Louis-Stanislas-Xavier de France, Comte de
Provence, surnomme Monsieur (1755-1824)
|
|
Madame Louise-Catherine Lenoir ( -1790), mere d,Alexandre
Lenoir, 1764, Musee du Louvre, Paris
|
|
Officier de la Garde du Corps du Roi
|
|
Monsieur de Beaumont, Musee du Louvre, Paris
|
|
Portrait de femme tenant un chien sur ses
genoux, Musee du Louvre, Paris
|
|
Portrait d,une femme avec un chien
|
|
Chevalier Simon-Claude de Grassin de Glatigny (1701-1776) dans la
tenue de sa Legion, Musee de l,Armee, Paris
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий