Дидо (Firmin Didot) Фирмен (1764-1836)
– французский гравёр, печатник, изобретатель в области полиграфии, создатель
шрифтов нового типа, называемых «дидонами» (didones), поэт и переводчик.
Родился 14 апреля 1764 года в Париже (Paris, Ile-de-France) в семье печатника
Франсуа-Амбруаза Дидо (Francois-Ambroise Didot) (1730-1803) и его
супруги Антуанетты Вуазен (Antoinette Voisin)
( -1795), их семейная мануфактура, образованная в 1713 году, была расположена в
местечке Корбей-Эссон (Corbeil-Essonnes) на реке Сене (Seine) в 30 километрах к югу
от Парижа, в 1784 году спроектировал шрифт нового стиля, рисунок которого предшествовал шрифтам итальянского резчика Джамбаттисты Бодони (Giambattista Bodoni) (1740-1813), в дальнейшем Дидо и Бодони поочерёдно влияли друг на друга, внося свой вклад в развитие типографского искусства. Совместно со своим старшим братом Пьером (Pierre Didot) (1760-1853) активно трудился над модернизацией семейной мануфактуры, которая снабжала шрифтами всю Европу - его шрифты стали стандартными книжными шрифтами во Франции более чем на столетие и вызвали массу вариантов и подражаний - в Германии подобные шрифты выпускал известный своволитчик Юстус Вальбаум (Justus Erich Walbaum) (1768-1839). В 1795 году изобрел процесс стереотипирования (stereotypage),
который успешно применил к таблицам логарифмов (Tables de logarithms) профессора математики
Жана-Франсуа Калле (Jean-Francois Callet) (1744-1798) и на
Выставке промышленных изделий 1798 года (Еxposition des produits de l,industrie) представил
стереотипные издания, выполненные по новому процессу. 16 октября 1811 года
назначен печатником Французского Института (Imprimeur de l,Institut de France),
а 1 апреля 1816 года Королевским печатником (Imprimeur du Roi), на промышленной выставке 1817 года награждён золотой
медалью (Medaille d,or). Дидо первым начал производить кириллический комплект шрифтов и экспортировал его в Россию, где также нашёл подражателей, таких как московские типографы Семён Иоанникиевич Селивановский (1772-1835) и Август Иванович Семен (Auguste-Rene Semen) (1781-1862), а также петербургский типограф Александр Иванович Плюшар (Pierre-Paul-Alexandre-Joseph Pluchart) (1777-1827), после вступления союзным армий в Париж в 1814 году мастерскую Дидо посетил император Александр I-й (1777-1825), который попросил мастера принять двух молодых россиян для обучения искусству книгопечатания. В 1827 году передал сыновьям свою коммерческую империю,
всключающую литейную фабрику, бумажную фабрику, типографию и книжный магазин,
17 ноября 1827 года избран членом Палаты депутатов (Chambre des deputes) от департамента Эр-и-Луар (Eure-et-Loir), примыкал к
умеренной оппозиции (Оpposition modеrеe) и исполнял депутатские обязанности с
12 июля 1830 года по 31 мая 1831 года, с 5 июля 1831 года по 25 мая 1834 года и
с 21 июля 1834 года до самой смерти. Наиболее известными
произведениями его типографии являются работы «Ruines de Pompei» Франсуа Мазуа (Francois Mazois)
(1783-1826), «Antiquitеs de la Nubie» Франца Христиана Гау (Franz Christian Gau) (1790-1853), «Panthеon еgyptien» Жана-Франсуа Шампольона (Jean-Francois Champollion) (1790-1832), «Tournois du roi Renе» Жака-Жозефа
Шампольон-Фижака (Jacques-Joseph Champollion-Figeac)
(1778-1867), а также сборник французских хроник и легенд «Historial du jongleur» Фердинанда Ланге (Joseph-Adolphe-Adrien-Ferdinand Langlois, dit Ferdinand Langle) (1798-1867) и Эмиля Мориса (Emile Morice)
(1797-1836), напечатанный готическим шрифтом с виньетками и флеронами, как издания
XV-го
века. Был близким другом поэта Жака
Делиля (Jacques Delille) (1738-1813) и сам написал несколько
замечательным произведений, в том числе трагедию «Reine de Portugal», поставленную
несколько раз на театральной сцене; перевёл с древнегреческого на французский
язык «Песни» (Les Chants)
Тиртея (Tyrtеe), «Идиллии» (Les Idylles) Теокрита (Thеocrite) и «Буколики» (Les bucoliques)
Вергилия (Virgile), которые посвятил своему брату Пьеру с напутствием: «Пусть наши дети благодаря своему вкусу к учебе и своей эрудиции,
столь же прочной, сколь и глубокой, последуют по стопам старейших парижских
печатников! Пусть они
когда-нибудь, а это цель всех моих желаний и последняя степень моего
честолюбия, вспомнят о том, кто неоспоримо стоит во главе типографий всех стран
и всех времен, о знаменитом Анри Этьене!» (Puissent nos enfants par leur gout
pour l,etude, et par une erudition aussi solide que profonde, marcher sur les
traces des anciens, imprimeurs de Paris! Puissent-ils un jour, et c,est la le
but de tous mes voeux et le dernier degre de mon ambition, rappeler celui qui
est incontestablement a la tete des imprimeurs de tous les pays et de tous les
ages, le fameux Henri Estienne!). В настоящее время шрифт Дидо остаётся исключительно тонким текстовым шрифтом для книжного дизайна, а также характерным акцидентным шрифтом для рекламы и газетной продукции. Умер в Мениле (Mesnil-sur-l,Estree,
Eure) 24 апреля 1836 года в возрасте 72 лет. Шевалье Почётного Легиона (17
ноября 1819 года). Был женат не Катрин-Дениз-Элизабет Мажимель
(Catherine-Denise-Elisabeth Magimel)
(1770-1847), от которой имел шестерых детей: Амбруаз (Ambroise Firmin-Didot) (1790-1876), Огюст (Auguste
Firmin-Didot) (1792- ), Гиацинт (Hyacinthe Firmin-Didot) (1794-1880), Фредерик
(Frederic Firmin-Didot) (1798-1836), Эжени (Eugenie Didot) ( -1844) и Анри
(Henri Didot). Портрет Дидо, исполненный живописцем Жироде (Anne-Louis Girodet de Rousy-Triosson) (1767-1824), является частью экспозиции
Музея Версаля и Трианона (Musеe National des Chateaux de Versailles et de
Trianon).
Didones dans le Code civil des Francais, imprime par la maison Firmin Didot en 1804 |
Комментариев нет:
Отправить комментарий