
Гарнье (Michel Garnier) Мишель (1753-1829) – французский жанровый
живописец и портретист. Родился 21 января 1753 года в Сен-Клу (Chateau de Saint-Cloud) в семье
ремесленника, состоящего при дворе герцога Орлеанского (Louis-Philippe-Joseph de Bourbon,
Duc d,Orleans, dit Philippe-Egalite) (1747-1793), с юности проявил
талант к рисованию и шлифовал своё мастерство под руководством портретиста
Шарля Лепэнтра (Charles Lepeintre) (1735-1803) при финансовой поддержке маркиза
де Сен-Марка (Jean-Paul-Andre des Razins, Marquis de Saint-Marc) (1728-1818) и герцога Орлеанского,
портрет которого, датированный 1777 годом, считается одной из первых известных
работ художника. Официальную художественную карьеру начал в качестве
портретиста в 1781 году, но с 1785 года под влиянием живописца и гравёра
Жана-Батиста-Мари Пьера (Jean-Baptiste-Marie Pierre) (1714-1789) избрал своей
специализацией воспевающие красоту и радости жизни жанровые сцены, во многом
стилистически заимствованные у «Лейденских финшильдеров» (Leidse Fijnschilders),
таких как Жерар Терборх (Gerard ter Borch) (1617-1681) и Габриэль Метсю
(Gabriel Metsu) (1629-1667). Благодаря динамизму композиций и совершенству
техники получил широкую известность среди аристократической аудитории, а в годы
Революции сумел перенести эстетику Старого режим (Ancien regime) в буржуазный формат,
не утеряв элегантной утончённости персонажей и оставался всё также популярен, в
то время как его коллегу по цеху Луи-Леопольда Буайи (Louis-Leopold Boilly) (1761-1845) яростно критиковали
за легкомыслие персонажей и обвиняли в «разложении нравов» (corruption de moeurs). С 1790 года принимал
участие в выставках Парижского Салона (Salon de Paris), где его отличающиеся виртуозной лессировкой и яркостью
цвета работы «В мастерской художника» (Dans l,atelier de l,artiste) (1795 год),
«Мягкое сопротивление» (La douce resistance) (1793 год), «Порыв ветра на
Королевском мосту» (Le coup de vent sur le Pont Royal) (1799 год), «Переправа
через ручей» (La Traversee du ruisseau) и другие, были высоко оценены публикой.
23 прериаля VIII-го
года (12 июня 1800 года) Первый консул Бонапарт поручил капитану Николя-Тома
Бодену (Nicolas-Thomas Baudin) (1754-1803)
исследовать побережья Новой Голландии (La Nouvelle-Hollande) и Земли Ван Димена (Terre
de Van Diemen), сегодняшней Тасмании (Tasmanie), провести научные изыскания и закончить картографический
обзор, 27 вандемьера IX-го года (19 октября 1800 года)
экспедиция в составе флагмана «Le Geographe»
под командой самого Бодена и корабля «Le Naturalistе» под командой капитана Гамелена (Jacques-Felix-Emmanuel Hamelin) (1768-1839) отплыла из Гавра (Havre, Seine-Maritime), в ней приняли участие зоолог Франсуа-Огюст Перон (Francois-Augustе Peron) (1775-1810), ботаник и орнитолог
Жан-Батист Лешено де ла Тур (Jean-Baptiste Leschenault de la Tour) (1773-1826) и живописец
Гарнье в качестве судового художника, в марте 1801 года экспедиция достигла
острова Иль-де-Франс (Ile-de-France), где Гарнье, сославшись на пошатнувшееся
здоровье, сошёл на берег и во время своего пребывания на острове исполнил в
сотрудничестве с капитаном морской артиллерии (Capitaine de l,artillerie de
marine) Луи-Марком-Антуаном Робийяр д,Аржонтелем (Louis-Marc-Antoine Robillard
d,Argentelle) (1777-1828) 140 планшетов серии «Фрукты из Азии, Африки и Америки,
акклиматизированные на островах Иль-де-Франс и Бурбон» (Fruits de l,Asie, de l,Afrique et de
l,Amerique, acclimates aux Ile-de-France et Ile de Bourbon). В начале 1810 года при
угрозе британского вторжения отплыл с острова на борту 14-пушечного фрегата «La Confiance» лейтенанта Жозефа
Дюбюркуа (Joseph Duburquois)
(1772-1841), который 3 февраля 1810 года был захвачен британским 74-пушечным
линейным кораблём «Valiant»
капитана Шортлендa (Thomas George Shortland) (1771-1827) – всё
имущество пассажиров перешло в руки англичан в качестве приза, Гарнье удалось
сохранить только свою папку с рисунками. Последние годы жизни находился в
тяжёлом материальном положении, безуспешно пытаясь продать свою ботаническую
коллекцию Национальному музею естественной истории (Museum national d,histoire
naturelle) (только в 1851 году Музей приобрёл на публичных аукционах 90, а в
1876 году ещё 37 планшетов). Умер 22 декабря 1829 года в Версале (Versailles, Yvelines) в возрасте 76 лет. Был дважды женат: первым браком на Луизе-Габриэль Милон (Louise-Gabrielle
Milon) ( -1798); вторым браком 14 ноября 1821 года на Марие-Луизе-Жозефине Пети (Marie-Louise-Josephine Petit), от которой имел дочь Луизу-Флору (Louise-Flore
Garnier) (1813- ) и сына Мишеля-Эжена (Michel-Eugene
Garnier) (1814-1854).
 |
|
Portrait de Philippe d,Orleans portant les
insignes du Grand Orient de France, 1777, Musee Conde, Chateau de Chantilly
|
 |
|
«Portrait d,homme а son bureau», 1784
|
 |
|
«La livraison secrеte de la lettre d,amour»
|
 |
|
«La lecon de musique»
|
 |
|
«Ils sont d,accord», 1786
|
 |
|
«Courtisane et paysanne sous les arcades du
Palais Royal а Paris»,
1787, Los Angeles Museum of
Art
|
 |
|
«La jeune musicienne», 1788
|
 |
|
«Le dеpart de Monsieur de Saint-Marc pour la bataille de Fontenoy», 1788
|
 |
|
«Le Contrat de mariage interrompu», 1789, Musеe Carnavalet, Paris
|
 |
|
«La Rose mal dеfendue», 1789
|
 |
|
«Le Dеpart du dragon», 1789, Musеe Carnavalet, Paris
|
 |
|
«Jeune fille еcoutant une conversation entre deux amants»,
1789
|
 |
|
Josephine de Beauharnais, 1790
|
 |
|
«La Lettre», 1791, Minneapolis Institute of Art
|
 |
|
«La douce resistance», 1793
|
 |
|
«Dans l,atelier de l,artiste», 1795
|
 |
|
«Jeune femme а sa toilette», 1796
|
 |
|
«Le coup de vent sur le Pont Royal», 1799
|
 |
|
«Une femme venant de revevoir le portrait de
son mari, le presente a la place qu,elle lui destine», 1799
|
 |
|
Cocos nucifera, Museum national d,histoire
naturelle, Paris
|
 |
|
Myristica fragrans, Museum national d,histoire
naturelle, Paris
|
 |
|
Pamplemousses, 1803, Museum national d,histoire
naturelle, Paris |
Комментариев нет:
Отправить комментарий