понедельник, 6 октября 2025 г.

Буржеуа (Charles-Guillaume-Alexandre Bourgeois) Шарль-Гийом-Александр (1759-1832)

Буржеуа (Charles-Guillaume-Alexandre Bourgeois) Шарль-Гийом-Александр (1759-1832) – французский живописец-портретист, гравёр, физик и химик. Родился 16 декабря 1759 года в Амьене (Amiens, Somme), начальное художественное образование получил под руководством гессенского гравёра Жана-Жоржа Вилле (Jean-Georges Wille) (1715-1808), затем совершенствовал своё мастерство в мастерской миниатюриста Франца Петера Йозефа Кимли (Franz Peter Joseph Kymli) (1748-1813), в 1800 году дебютировал на Парижском Салоне (Salon de Paris), в ежегодных выставках которого участвовал до 1824 года, представляя, преимущественно, миниатюрные портреты на фарфоре или портреты небольшого формата, исполненные маслом. Держал мастерскую на улице Мулен (Rue des Moulins), затем на площади Дофина (Place Dauphine), где исполнил значительное число миниатюр, большинство из которых представляли собой профильные бюсты на тёмно-синем или чёрном фоне, имитирующие восковой рельеф. Всерьёз занимался физикой, химией и успешно сочетал художественные и научные навыки, совмещая, фактически, три профессии – как художник изучил принципы цветовой композиции и усовершенствовал её сочетанием разнообразных оттенков, тонов и полутонов, оставил также работы по перспективе; как физик проводил серьёзные теоретические и экспериментальные исследования в области оптики; как химик сосредоточился на изучении цвета, управлял магазином красок на Школьной набережной (Quai de l,Ecole, Paris), где производил широкий ассортимент пигментов, масел, красок и лаков для художников и декораторов, занимался разработкой новых пигментов, в том числе кобальтового синего в качестве замены ультрамарину, а также новых лаков, включая мареновый кармин, очень полезный для точной передачи оттенков кожи. В 1820 году избран членом Королевского академического общества наук Парижа (Sociеtе royale acadеmique des sciences de Paris), основанного Жаком-Луи Дуссен-Дюбрейлем (Jacques-Louis Doussin-Dubreuil) (1762-1831). Работы мастера представлены в Музеях Лувра (Musee de Louvre, Paris), Карнавале (Musee Carnavalet, Paris) и Коньяк-Жэ (Musee Cognacq-Jay, Paris), а также в Брюсселе (Bruxelles, Belgique), Кане (Caen, Calvados) и в Нанси (Nancy, Meurthe). Умер 7 мая 1832 года в Париже в возрасте 72 лет, похоронен на кладбище Монмартр (Сimetiеre de Montmartre). Автор публикаций «Expose sommaire des experiences faites dans les seances d,optique donnees» (1818 год), «Lecons experimentales d,optique sur la lumiere et les couleurs destinees a retablir dans leur integrite les faits denatures par Newton» (1816-1817 год), «Expose sommaire des nouvelles experiences consacreas a l,examen de la doctrine de Newston» (1821 год), «Manuel d,optique experimentale a l,usage des artistes et des physiciens» (1821 год), «L,art du peintre, doreur et vernisseur, avec Jean-Felix Watin», «Memoire sur un phenomene fondamental d,optique» (1828 год) и «Memoire sur les lois que suivent dans leurs combinaisons entre elles, les couleurs produites par la refraction de la lumiere, ainsi que celles transmises ou reflechies par les corps dit naturellement collores». Был женат на Марии-Розе де Рибекур (Marie-Rose de Ribeaucourt), от которой имел сына Фирмена-Жана-Батиста-Александра (Firmin-Jean-Baptiste-Alexandre Bourgeois) (1786-1853). Портрет художника, исполненный в 1800 году Луи-Леопольдом Буайи (Louis-Leopold Boilly) (1761-1845), является частью коллекции Дворцa изящных искусств Лилля (Palais des Beaux-Arts de Lille).

Portrait du roi Louis XVIII de profil

Buste de femme

Portrait de Madame Olympe de Gouges, 1798

Madame Fanny Morlot, nee Becuvre, peintre (1792-1876)

Portrait de Joseph Artaud

Portrait de Madame Joseph Artaud, nеe Faucon

Portrait d,Aimеe et Adеle Artaud

Marie-Laetitia Ramolino (1750-1836), 1800, Musеe Carnavalet, Paris

Portrait d,un jeune homme, 1800, Musee Cognacq-Jay

Marie-Rose de Ribeaucourt, еpouse de l,artiste

Contre-amiral Jean-Gaspard de Vence (1747-1808), Musee du Louvre

Portrait d,un jeune homme, 1806, Musee Cognacq-Jay

Madame Bernard, 1808

Portrait de jeune homme en redingote anthracite, 1808

Portrait de jeune femme en robe bleue, 1809

Portrait d,officier d,infanterie de ligne (http://www.wilnitsky.com)

Portrait de dame, 1810

Portrait d,un jeune homme, 1813

Portrait de jeune femme en robe blanche, 1813

Portrait de jeune femme, 1824

«Reunion d,artistes dans l,atelier d,Isabey», par Boilly, 1798

Комментариев нет:

Отправить комментарий