Мачироне (Francis Macirone) Фрэнсис
(1787-1846) – полковник службы Неаполитанского
королевства (Regno di Napoli)
(1 января 1814 года), бригадный генерал Республики
Колумбия (Republica de Colombia)
(1819 год), дипломат, литератор и изобретатель, известный как
«Граф Мачерони» (Count Maceroni). Родился 1 апреля 1787 года в Манчестере (Manchester,
Greater Manchester County, England) в семье обосновавшегося в Англии после
Американской войны бывшего офицера французской службы Пьетро Бонавентура
Аугусто Гаспаре Мачироне (Pietro Bonaventura Augustо Gaspare Macirone)
(1750-1826) и его супруги Мэри Энн Уайлдсмит (Mary Ann Wildsmith) (1765-1799),
начальное образование получил в римско-католической школе Хэмпшира (Roman catholic school in Hampshire), затем учился в
Колледже Олд-Холл-Грина (Сollege at Old Hall Green,
Hertfordshire), в 1803
году в возрасте 15 лет отправился в Рим (Rome) для изучение финансовой науки, вёл светскую жизнь в Риме и
Неаполе (Naples),
преподавал итальянцам стрельбу из лука и крикет, а позднее основал плавательный
бассейн для женщин, где сам выступал в качестве инструктора. С 1806 года состоял в близких дружеских отношениях с генералом бароном
Шарлем-Жаном-ЛуиЭме (Сharles-Jean-Louis Ayme) (1770-1852) и полковником Франчески-Лозио
(Francesco (Franсois) Franceschi-Losio)
(1770-1808), в 1810 году представил генеральному инспектору артиллерии (Ispettore generale di
artiglieria) генералу Пьетро Колетта (Pietrо Colletta) (1775-1831) проект возведения нового
порохового склада близ Неаполя, 17 сентября того же года в составе корпуса генерала
Гренье (Paul Grenier)
(1768-1827) Армии Южной Италии (Armee de l,Italie Meridionale) находился при безуспешной
попытке захвата Сицилии (Sicilia), в 1813 году был представлен королю Мюрату (Joachim Murat)
(1767-1815), который 1 января 1814 года назначил его своим адьютантом в чине
полковника, в июле 1814 года и в феврале-марте 1815 года исполнял
дипломатические миссии в Лондоне (London), где от имени Мюрата вёл переговоры с принцем-регентом (prince regent) Георгом Августом
Фредериком (George Augustus Frederick) (1762-1830), будущим королём Георгом IV-м.
После объявления 15 марта 1815 года королём Мюратом войны
Австрии зачислен в штаб Неаполитанской армии в качестве королевского адьютанта,
сражался 4 апреля 1815 года при Панаро (Panaro), 10 апреля во главе
60 кавалеристов 9-го уланского полка (9 Reggimento Ulani) захватил вражеский пост
у Скандиано (Scandiano), где потерял лошадь, убитую под ним, затем вновь направлен с миссией в Лондон, чтобы закупить оружие и
заручиться поддержкой этой страны, после получения известий о разгроме
войск короля Мюрата австрийцами в сражении 2-3 мая 1815 года при Толентино (Tolentino) и бегстве
последнего 25 мая в Канны (Cannes, Alpes-Maritimes), отправился из Лондона в
Париж для защиты интересов своего господина, был принят Императором и награждён
Крестом Почётного Легиона. При наступлении союзных армий на Париж после
сражения при Ватерлоо (Waterloo)
назначен членом Правительственной комиссии (Commission gouvernementale), тщетно
пытающейся добиться перемирия, после оккупации французской столицы союзниками был
арестован по приказу министра внутренних дел (Ministre de l,interieur) Жозефа Фуше (Joseph Fouchet) (1759-1820) и помещён в тюрьму Консьержери (Prison de Conciergerie), но вскоре освобожден благодаря
давлению со стороны Великобритании, имел аудиенцию у герцога Веллингтона (Sir Arthur Wellington) (1769-1852) и был
направлен в качестве представителя держав-победителей в Аяччо
(Ajaccio,
Corsica) с предложением убежища Мюрату в австрийских владениях (28 сентября 1815 года Мюрат во главе отряда
из 600 преданых последователей отправился в Неаполь, чтобы поднять там
восстание, 8 октября высадился в Калабрии (Calabrie), в тот же день был арестован в Пиццо (Pizzo) и по решению Военного суда расстрелян 13
октября 1815 года). После провала миссии полковник Мачироне возвратился во
Францию, в Марселе (Marseille,
Bouches-du-Rhone) был снова арестован и заключён в тюрьму Аббатства (Prison de l,Abbaye) за незаконное представление интересов короля Мюрата, 6 января 1816
года получил свободу и удалился в Англию, в 1817
году совместно с Сантини (Jean-Noеl (Giovanni Natale) Santini) (1790-1862) опубликовал памфлет «Призыв к
английской нации по поводу обращения с Наполеоном Бонапартом на острове Святой
Елены» (Appel а la Nation Anglaise sur le
traitement еprouvе par Napolеon Bonaparte dans l,Isle de Sainte Hеlеne»), в
котором протестовал против невыносимых условий содержания ссыльного Императора. В Лондоне связался с шотландским военным
авантюристом Грегором МакГрегором (Sir Gregor MacGregor) (1786-1845), занимающимся рекрутированием британских и
ирландских добровольцев для экспедиции в Новую Гранаду (New Granada),
18 ноября 1818 года в составе экспедиции (50 офицеров и 500 солдат) отплыл на
Санто-Доминго (Santo Domingo) на борту бригантины «Hero», участвовал в захвате 10
марта 1819 года острова Сан-Андрес (Island of San Andres) у Панамского
перешейка (Isthmus of Panama) и 9 апреля 1819 года в штурме порта Порто-Белло
(Porto Bello, New Granada),
но после позорного бегства МакГрегора при неожиданном вступлении в Порто-Белло
испанских войск 30 апреля 1819 года, разорвал с последним все отношения, обвинив
его в «трусости и шарлатанстве» (cowardice and
mountebankism) – в ходе этой экспедиции Мачироне произведён генералом Боливаром
(Simon
Bolivar)
(1783-1830) в бригадные генерала Республики Колумбия. В
1820-1821 годах принимал участие в попытках спасения Наполеона с острова Святой
Елены, в 1822-1823 годах совместно с генералом Пепе (Guglielmo Pepe) (1783-1855)
участвовал волонтёром в гражданской войне в Испании на стороне
либеральных сил, после возвращении в Англию вёл переговоры с
испанским послом относительно проекта судоходного сообщения между Атлантическим
и Тихим океанами (Atlantic and Pacific Oceans),
организовал компанию под названием «Атлантический и
Тихоокеанский узел и Южноамериканская горнодобывающая и торговая компания» (The Atlantic and Pacific Junction and South American Mining and Trading Company) с
капиталом в 1 000 000 фунтов стерлингов в акциях по 100 фунтов, среди
директоров значились имена Генри Кейтера (Henry Kater) (1777-1835) и генерала Уильяма Конгрива (Sir William Congreve) (1772-1828). Во время торговой паники 1825 года компания рухнула и Мачироне
полностью погрузился в разработку технических изобретений в области
военно-морского флота, таких как гребное колесо и бронированный корабль, в
1829-1831 годах находился в качестве военного консультанта при дворе султана Махмуда
II-го (Ikinci Mahmut) (1785-1839) в Константинополе (Constantinople), после возвращения
в Лондон с особым рвением погрузился в проект усовершенствования «парового
экипажа» (steam-coach) для обычных дорог, заслужив характеристику «прекрасного
образца неукротимого упорства» (fine specimen of indomitable perseverance) в
работе знаменитого инженера Александра Гордона (Alexander Gordon) (1802-1868) «Историко-практический трактат об элементарном передвижении
посредством паровых экипажей по дорогам общего пользования» (An historical and practical treatise upon elemental locomotion, by means of steam carriages on common roads) (1832 год). В
1833-1834 годах успешные испытания экипажа Мачироне прошли в Лондоне и Брюсселе
(Brussels), однако,
господство железных дорог подорвало интерес к проекту, полковник некоторое
время находился в заключении за долги и остаток жизни провёл в крайне
бедственном финансовом положении. Умер в Лондоне 25 июля 1846 года в возрасте 59 лет, похоронен на кладбище Кенсал Грин (Kensal Green Cemetery,
London). Кавалер неаполитанского ордена Обеих Сицилий (Ordine reale delle Due Sicilie) (1815 год), автор работ «Interesting Facts Relating to the
Fall and Death of Joachim Murat, King of Naples» (1817 год), «An appeal to
the British nation on the affairs of South America» (1819 год), «Practical
Instructions For the Improvement of the Carriage Pavements of London» (1827 год), «Project for
armed unions: foot-lancer system recommended for volunteer corps throughout the
country» (1831 год), «Two letters: on the character of the Duke
of Wellington, and on defence in the streets» (1832 год), «Hints to
Paviors; With Various Plans Proposed for the Improvement of Carriage Pavements,
Also a Paper on The Increasing of Daylight in London» (1833 год), «A Few Facts
Concerning Elementary Locomotion» (1834 год), «Proofs and demonstrations of the
powers and qualities of Colonel Maceroni,s patent steam carriage» (1835 год) и «Memoirs of the
Life and Adventures of Colonel Maceroni» (два тома, 1838 год). С 1821 года был женат на Элизабет Энн Уильямс-Уайн (Elizabeth Ann Williams-Wyne), от
которой имел дочерей Элизабет Эмилию Битину (Elizabeth Emilia Bithyna Macirone)
(1826-1866) и Джулию Изабеллу (Giullia Isabella Macirone) (1828-1911); после смерти жены
состоял в морганатической связи с её сестрой Бетеной Шарлоттой (Bethena Charlotte Williams-Wyne),
от которой имел дочерей Люси Луизу (Lucy Louise Macirone) (1827-1883), Лауру Битину (Laura Bithyna Macirone)
(1829-1873), Сесилию Энн Мэри (Cecilia Ann Mary Macirone) и Камиллу (Camilla Macirone).
Комментариев нет:
Отправить комментарий