Белл (Andrew Bell) Эндрю (1753-1832) – шотландский миссионер и педагог. Родился 27 марта 1753 года в Сент-Эндрюсе (Saint-Andrews, Scotland), в в 1769 году в возрасте 16 лет поступил в Университет Сент-Эндрюса, где изучал математику и естественную философию, после окончания учёбы отправился в Северную Америку, где стал домашним наставником в Вирджинии (Virginia). В 1781 году возвратился в Шотландию и принял постриг в Англиканской церкви, некоторое время служил в Епископальной часовне Лейта (Episcopal Chapel in Leith), а затем отправился в Индию в качестве полкового священника. В 1789 году – суперинтендант сиротского приюта Мадраса (Madras Male Orphan Asylum), основанного Ост-Индской компанией (East-India Company) для образования сыновей своих погибших солдат. Здесь, в миссионерских школах для детей туземцев, он познакомился и приступил к развитию метода «взаимного обучения» (mutual instruction), заключающегося в том, что обучение в отдельных классах возлагалось на назначенных для этого лучших учеников под наблюдением главного учителя (с 1 июля 1795 года обучение в Мадрасской школе велось самими учениками). В 1796 году возвратился в Англию, но не сумел заинтересовать правительство своей «мадрасской системой обучения» и удалился в деревню. Вместе с тем, метод Белла был в 1798 году внедрён в школе Олдгейта (Aldgate), а затем принят молодым учителем Жозефом Ланкастером (Joseph Lancaster) в школе Боро в Лондоне (Borough School in London). В 1807 году Белл призвал высшее духовенство ввести свою систему в англиканских школах для бедных и организовал Национальное общество по развитию образования (National Society for Promoting the Education), членами которого стали Уильям Вордсворт (William Wordsworth), Колридж (Samuel Taylor Coleridge) и Соутей (Robert Southey). В первой трети XIX-го века при содействии Общества в Англии были открыты 12 000 школ для бедных. Умер 27 января 1832 года в возрасте 78 лет. Автор пособий по обучению и сочинений, излагающих его метод, в том числе «Sketch of a National Institution» (1808 год).
Комментариев нет:
Отправить комментарий