суббота, 1 июня 2024 г.

Дидо (Firmin Didot) Фирмен (1764-1836)

Дидо (Firmin Didot) Фирмен (1764-1836) – французский гравёр, печатник, изобретатель в области полиграфии, создатель шрифтов нового типа, называемых «дидонами» (didones), поэт и переводчик. Родился 14 апреля 1764 года в Париже (Paris, Ile-de-France) в семье печатника Франсуа-Амбруаза Дидо (Francois-Ambroise Didot) (1730-1803) и его супруги Антуанетты Вуазен (Antoinette Voisin) ( -1795), их семейная мануфактура, образованная в 1713 году, была расположена в местечке Корбей-Эссон (Corbeil-Essonnes) на реке Сене (Seine) в 30 километрах к югу от Парижа, в 1784 году спроектировал шрифт нового стиля, рисунок которого предшествовал шрифтам итальянского резчика Джамбаттисты Бодони (Giambattista Bodoni) (1740-1813), в дальнейшем Дидо и Бодони поочерёдно влияли друг на друга, внося свой вклад в развитие типографского искусства. Совместно со своим старшим братом Пьером (Pierre Didot) (1760-1853) активно трудился над модернизацией семейной мануфактуры, которая снабжала шрифтами всю Европу - его шрифты стали стандартными книжными шрифтами во Франции более чем на столетие и вызвали массу вариантов и подражаний - в Германии подобные шрифты выпускал известный своволитчик Юстус Вальбаум (Justus Erich Walbaum) (1768-1839). В 1795 году изобрел процесс стереотипирования (stereotypage), который успешно применил к таблицам логарифмов (Tables de logarithms) профессора математики Жана-Франсуа Калле (Jean-Francois Callet) (1744-1798) и на Выставке промышленных изделий 1798 года xposition des produits de l,industrie) представил стереотипные издания, выполненные по новому процессу. 16 октября 1811 года назначен печатником Французского Института (Imprimeur de l,Institut de France), а 1 апреля 1816 года Королевским печатником (Imprimeur du Roi), на промышленной выставке 1817 года награждён золотой медалью (Medaille d,or). Дидо первым начал производить кириллический комплект шрифтов и экспортировал его в Россию, где также нашёл подражателей, таких как московские типографы Семён Иоанникиевич Селивановский (1772-1835) и Август Иванович Семен (Auguste-Rene Semen) (1781-1862), а также петербургский типограф Александр Иванович Плюшар (Pierre-Paul-Alexandre-Joseph Pluchart) (1777-1827), после вступления союзным армий в Париж в 1814 году мастерскую Дидо посетил император Александр I-й (1777-1825), который попросил мастера принять двух молодых россиян для обучения искусству книгопечатания. В 1827 году передал сыновьям свою коммерческую империю, всключающую литейную фабрику, бумажную фабрику, типографию и книжный магазин, 17 ноября 1827 года избран членом Палаты депутатов (Chambre des deputes) от департамента Эр-и-Луар (Eure-et-Loir), примыкал к умеренной оппозиции pposition modеrеe) и исполнял депутатские обязанности с 12 июля 1830 года по 31 мая 1831 года, с 5 июля 1831 года по 25 мая 1834 года и с 21 июля 1834 года до самой смерти. Наиболее известными произведениями его типографии являются работы «Ruines de Pompei» Франсуа Мазуа (Francois Mazois) (1783-1826), «Antiquitеs de la Nubie» Франца Христиана Гау (Franz Christian Gau) (1790-1853), «Panthеon еgyptien» Жана-Франсуа Шампольона (Jean-Francois Champollion) (1790-1832), «Tournois du roi Renе» Жака-Жозефа Шампольон-Фижака (Jacques-Joseph Champollion-Figeac) (1778-1867), а также сборник французских хроник и легенд «Historial du jongleur» Фердинанда Ланге (Joseph-Adolphe-Adrien-Ferdinand Langlois, dit Ferdinand Langle) (1798-1867) и Эмиля Мориса (Emile Morice) (1797-1836), напечатанный готическим шрифтом с виньетками и флеронами, как издания XV-го века. Был близким другом поэта Жака Делиля (Jacques Delille) (1738-1813) и сам написал несколько замечательным произведений, в том числе трагедию «Reine de Portugal», поставленную несколько раз на театральной сцене; перевёл с древнегреческого на французский язык «Песни» (Les Chants) Тиртея (Tyrtеe), «Идиллии» (Les Idylles) Теокрита (Thеocrite) и «Буколики» (Les bucoliques) Вергилия (Virgile), которые посвятил своему брату Пьеру с напутствием: «Пусть наши дети благодаря своему вкусу к учебе и своей эрудиции, столь же прочной, сколь и глубокой, последуют по стопам старейших парижских печатников! Пусть они когда-нибудь, а это цель всех моих желаний и последняя степень моего честолюбия, вспомнят о том, кто неоспоримо стоит во главе типографий всех стран и всех времен, о знаменитом Анри Этьене!» (Puissent nos enfants par leur gout pour l,etude, et par une erudition aussi solide que profonde, marcher sur les traces des anciens, imprimeurs de Paris! Puissent-ils un jour, et c,est la le but de tous mes voeux et le dernier degre de mon ambition, rappeler celui qui est incontestablement a la tete des imprimeurs de tous les pays et de tous les ages, le fameux Henri Estienne!). В настоящее время шрифт Дидо остаётся исключительно тонким текстовым шрифтом для книжного дизайна, а также характерным акцидентным шрифтом для рекламы и газетной продукции. Умер в Мениле (Mesnil-sur-l,Estree, Eure) 24 апреля 1836 года в возрасте 72 лет. Шевалье Почётного Легиона (17 ноября 1819 года). Был женат не Катрин-Дениз-Элизабет Мажимель (Catherine-Denise-Elisabeth Magimel) (1770-1847), от которой имел шестерых детей: Амбруаз (Ambroise Firmin-Didot) (1790-1876), Огюст (Auguste Firmin-Didot) (1792- ), Гиацинт (Hyacinthe Firmin-Didot) (1794-1880), Фредерик (Frederic Firmin-Didot) (1798-1836), Эжени (Eugenie Didot) ( -1844) и Анри (Henri Didot). Портрет Дидо, исполненный живописцем Жироде (Anne-Louis Girodet de Rousy-Triosson) (1767-1824), является частью экспозиции Музея Версаля и Трианона (Musеe National des Chateaux de Versailles et de Trianon).

Didones dans le Code civil des Francais, imprime par la maison Firmin Didot en 1804

Комментариев нет:

Отправить комментарий