Сорьель (Jean Sorieul) Жан (1824-1871) –
французский художник-баталист и иллюстратор. Родился 18 декабря 1823 года в
Руане (Rouen, Seine-Infеrieure)
в семье преуспевающего кровельщика (couvreur en ardoises)
Жана-Мессидора Сорьеля (Jean-Messidor
Sorieul) и его супруги Франсуазы-Аделаиды Леклер (Francoise-Adelaide Leclerc), начальное
образование получил в Королевском колледже Руанеа (Collеge Royal de Rouen), затем обучался живописи в Академии живописи и
рисунка (Academie de dessin et de peinture de Rouen) под руководством
Эсташа-Гиацинта Ланглуа (Eustache-Hyacinthe Langlois du Pont de l,Arche)
(1777-1837) и Гюстава-Франсуа Морена (Gustave-Francois Morin) (1809-1886),
добился значительных успехов, завоевал несколько медалей и в течение двух лет
совершенствовал своё мастерство в мастерской Ипполита Белланже (Hippolyte Bellange) (1800-1866). В 1843 году отправился в
Париж, где за
старание и талант был отмечен мэтром Леоном Конье (Leon Cogniet) (1794-1880) и подружился с его учеником Анри-Феликсом-Эммануэлем Филиппото (Henri-Felix-Emmanuel
Philippoteaux) (1815-1884) - выбрав своей специализацией батальный жанр, Сорьель проводил много времени в Бретонском военном лагере (Camp de
Bretagne), где изучал солдатский быт и военные регламенты, в 1847 году дебютировал на выставке Парижского Салона (Salon de Paris) с полотном «Combat de
Djemma-Ghazaouat, 21 septembre 1845», отображающим известный эпизод франко-алжирской войны, в том же году представил на
Руанской выставке работу «Arrivеe de
Cavaliers Louis XIII dans une ville», получившую положительные отклики критиков со страниц «Revue de Rouen»: «Один
из наших молодых соотечественников, господин Сорьель, ученик господина Белланже, заслуживает того, чтобы его упомянули вслед за его учителем, в чьих работах он, очевидно, ищет свое вдохновение» (Un de nos
jeunes compatriotes, Monsieur Sorieul, eleve de Monsieur Bellange, merite, a
quelques egards, d,etre cite apres son maitre, dans les oeuvres duquel il
cherche evidemment ses inspirations). В 1848 году некоторое время провёл в Компьеньском
военном лагере (Camp de Compiеgne),
откуда прислал в журнал «L,Illustration» несколько
эскизов, изображающих бретонцев (Bretons) и солдат Первой Республики (Premiere Republique), к истории которой он с тех пор имел ярко выраженную
склонность, в том же году представил масштабное полотно «Passage de la Loire
par l,armеe Vendеenne а Saint-Florent». В 1849 году выставил на Салоне
батальные картины «Miquelets en embuscade», «Episode de la guerre d,Espagne» и
«Episode de la guerre de Pologne en 1832»,
в 1850 году представил работы «L,Orpheline (episode de Waterloo)», «Cavalier du
temps de Louis XIII» и «Combat de Quiberon en 1795», за что удостоен Медали
3-го класса (Medaille de 3e classe), в 1851 году выставил на Руанском Салоне (Salon
de Rouen) картину «Abbe et Garde-francaise», приобретённую местным Обществом
друзей искусств (Sociеtе des Amis des arts de Rouen). К этому моменту находился
на подъёме своего таланта и по свидетельству критиков «великолепно владел
композицией, в которую добавлял небольшую ноту сентиментальности, не вызывающую
недовольства публики» (il avait une superbe maitrise de la composition, a
laquelle il ajoutait une petite note de sentimentalite qui ne deplut pas au
public), в 1852 году его полотно «Bataille du Mans, 12-13 decembre 1793»
вызвало восторженные отклики журналиста «Moniteur Universel» Альфонса Грюна (Jean-Jacques-Charles-Alphonse Grun) (1801-1866): «Интересная тема, которую
он хорошо задумал и хорошо воплотил» (Un sujet interessant qu,il a bien concu
et bien rendu), а критик Мария-Ноэми Кадио (Marie-Noemie Cadiot) (1828-1888),
известная под псевдонимом Клод Виньон (Claude Vignon) посчитала «картину одной
из лучших на выставке» (Le tableau est un des meilleurs du Salon). В 1853 году выставил
работы «Le Passage du defile de Ponary, campagne du Russie, 1812» и «Bivouac, campagne de France, 1814», в 1856 году –
«Soldats de l,Armee d,Italie assistant des pretres francais emigres», после окончания
Крымской войны (Guerre de Crimee) назначен художником посольства графa де Морни
(Charles-Auguste-Louis-Joseph Demorny, Duc de Morny) (1811-1865) в
Санкт-Петербурге, был допущен ко всем церемониям и празднованиям российского
Двора, а после возвращения в Париж по поручению графа де Морни исполнил в
1857-1859 годах альбом из 20 акварелей, представляющих основные эпизоды миссии,
в 1863 году представил на выставке Салона картину «Le Drapeau du 91e Regiment a la courtine de Malakoff, prise de Sebastopol». Умер 13 августа 1871 года в своём доме на улице
Верности (Rue de la Fidelite, Paris) в возрасте 46 лет, похоронен на кладбище
Бельвиль (Сimetiеre de Belleville), в 1877 году прах
художника перенесён на кладбище Пер-Лашез (Сimetiеre du Pеre-Lachaise). Его последнее полотно «Bataille du pont de Tractir, guerre de Crimee», представленное посмертно на Салоне 1872 года, вызвало
положительный отклик Эмиля Золя (Emile Zola) (1840-1902): «Мы смотрим на
большую батальную картину, единственную большую батальную картину в Салоне. Мы
узнаем русскую форму. Это не эпизод наших катастроф. Художник утешил нас,
нарисовав картину «Битва при Трактире» - славное воспоминание о нашей Крымской
экспедиции» (On regarde un grand tableau de bataille, le seul grand tableau de
bataille qui soit au Salon. On
reconnait l,uniforme russe. Ce n,est pas un episode de nos desastres. L,artiste
nous a consoles en peignant la bataille de Tracktir, glorieux souvenir de notre
expedition de Crimee). Автор иллюстраций работы историка Эжена Фьеффа (Eugene Felix Fieffe) (1821-1862) «Histoire des
Troupes Étrangеres au
service de France depuis leur origine jusqu,а nos jours et de tous les rеgiments levеs dans les pays conquis sous la Premiеre Rеpublique et l,Empire» (1854 год). Женат не был и детей не
имел.
«Le Banquet des Gardes du corps au Chateau de Versailles le 1er octobre 1789» |
«Grenadier», 1847 |
«Hussard», 1847 |
«La charge des Hussards», 1849 |
«La Fuite», 1849 |
«Scеne de combat au clair de lune», 1849 |
«Combat de Quiberon en 1795», 1850, Musee d,Art et d,Histoire, Cholet |
«Bataille du Mans des 12 et 13 dеcembre 1793», 1852, Musee des Beaux-Arts de la ville du Mans |
«L,Insurrection des chouans», 1854 |
«Soldats de l,Armee d,Italie assistant des pretres francais emigres», 1855 |
«Campagne de Crimee» |
Комментариев нет:
Отправить комментарий