Морской бой 30 вантоза VIII-го года (21 марта 1800 года) между французским 14-пушечным бригом-корветом «La Ligurienne» и британским 16-пушечным военным шлюпом «Peterel». Бриг «La Ligurienne» заложен в марте 1798 года на верфях Тулона (Chantiers navals de Toulon, Var) и построен по проекту Франсуа-Фредерика Понсе (Franois-Frеdеric Poncet) (1755-1830) судостроителем Оноре-Морисом-Филибером Гарнье Сен-Морисом (Honorе-Maurice-Philibert Garnier Saint-Maurice) (1760-1837) с учётом предложенных Первым консулом Бонапартом спецификаций – корпус судна был разделён на восемь соединённых болтами секций, чтобы иметь возможность разобрать его и частями перевезти по суше из Средиземного (Mer Mеditerranеe) в Красное (Mer Rouge) море. 13 флореаля VI-го года (2 мая 1798 года) началось строительство и в июле 1798 года бриг спущен на воду: водоизмещение 300 тонн, длина 85 футов (26 метров), ширина 23 фута (7 метров), осадка 9,8 футов (3 метра), на вооружении четырнадцать 6-фунтовых орудий. В марте 1800 года бриг «La Ligurienne» под командой лейтенанта (Lieutenant de vaisseau) Франсуа-Огюста Пелабона (Francоis-Auguste Pelabon) ( -1800) совместно с 14-пушечным корветом «Le Cerf» и 6-пушечной шебекой «Le joille» сопровождал конвой с продовольствием из Сета (Sete, Herault) в Тулон, 21 марта 1800 года у Ривьеры (Riviera) недалеко от Марселя (Marseille, Bouches-du-Rhоne) британский шлюп «Peterel» коммодора Остена (Francis William Austen) (1774-1865) атаковал конвой, захватил барк и кеч, гружёные пшеницей, передал их призовым командам и бросился преследовать конвойные суда, поспешившие при приближении к месту боя британского 32-пушечного фрегата «Mermaid» капитана Оливера (Robert Dudley Oliver) (1766-1850) укрыться под защиту береговых батарей. Однако, после того как «Le Cerf» и «Le joille» сели на мель, «Peterel» нагнал бриг «La Ligurienne» и, несмотря на обстрел тяжёлых береговых орудий, вынудил его после ожесточённого боя спустить флаг (французский экипаж из 104 человек потерял одного матроса и лейтенанта Пелабона убитыми, а также двух моряков ранеными). 22 марта 1800 года капитан Оливер докладывал Первому Лорду Адмиралтейства (First Lord of the Admiralty) графу Спенсеру (George John Spencer, 2nd Earl Spencer) (1758-1834): «Милорд, имею честь препроводить Вашей Светлости письмо капитана Остена с корабля «Petterell», который вместе с кораблем Его Величества под моим командованием вечером 21-го числа текущего момента захватил французский военный бриг «La Ligurienne» с четырнадцатью 6-фунтовыми орудиями и двумя 36-фунтовыми гаубицами и отогнал корвет «Le Cerf», того же вооружения, а также шебеку «Le joille» с шестью 6-фунтовыми орудиями и 30 людьми в северо-восточной части залива Марселя, не более чем в шести милях от этого города, после упорного боя, длившегося более полутора часов, в пределах прямого выстрела двух батарей, и в какой-то момент форштевень «Petterell» коснулся скал, где он остановился на несколько минут; для меня невозможно выразить в достаточно сильных выражениях доблестное поведение капитана Остена, его офицеров и команды корабля в состязании со столь превосходящими силами; ибо, попросив капитана Остена накануне вечером держаться поближе к берегу дабы обмануть противника, «Mermaid» находился так далеко под Подветренной стороной, что мог оказать лишь незначительную помощь, пока вражеский бриг не был полностью разбит. Я думаю, что «La Ligurienne» будет хорошо приспособлен для службы Его Величества. Честь имею, капитан Роберт Дадли Оливер» (My Lord, I have the Honor to enclose your Lordship a letter from Captain Austen of the «Petterell»: who, in-Company with His Majesty,s Ship under my Command, on the Evening of the 21st Instant, captured «La Ligurienne» French Brig of War of 14 6-Pounders and 2 36-Pounder Howitzers, and drove away the «Le Cerf» Ship Corvette of the same force as well as the «Le joille» Xebecque of 6 6-Pounders and 30 men, in the North East Part of the Bay of Marseilles, and not more than 6 miles from that town, after a well contested action of more than an hour and a half, within point-blank shot of 2 batteries, and at one time the «Petterell,s» Stem touched the Rocks where she stopped for a few Minutes; it is impossible for me to express in Terms strong enough, the gallant conduct of Captain Austen, his officers, and ship's company on this occasion, in a contest against so superior a force; for, having desired Captain Austen the evening before to keep close in shore by way of deception, the «Mermaid» was so far to Leeward as to be able, to afford but little assistance, until the Brig was completely beaten. I think «La Ligurienne» will be found well adapted for His Majesty,s Service. I have the Honor to be, Captain Robert Dudley Oliver). Захваченный бриг был отправлен в Плимут (Plymouth, Devonshire), но в состав Королевского флота (Royal Navy) не принят, 13 мая 1800 года коммодор Остен произведён за отличие в капитаны, а в 1847 году приказом Адмиралтейства (Admiralty) оставшиеся в живых участники акции награждены Медалью за морскую службу (Naval General Service Medal) с застёжкой «Peterel 21 March 1800».
Brigue-corvette «La Ligurienne», par Antoine Roux (1765-1835) |
Bataille entre «La Ligurienne» et le HMS «Peterel», 30 ventоse an VIII, par Antoine Roux (1765-1835) |
Здравствуйте, у меня к вам вопрос относительно консультации по определенному персонажу, описанному здесь, и я не могу найти ваш адрес электронной почты. Не могли бы вы указать его здесь? Я не из России, писал через переводчика, прошу прощения за возможные ошибки, всего наилучшего.
ОтветитьУдалить