Дюкре-Дюминиль (Franсois-Guillaume Ducray-Duminil) Франсуа-Гийом
(1761-1819) – французский литератор, наряду с Пиго-Лебреном (Antoine Pigault de
l,Epinoy, dit Pigault-Lebrun) (1753-1835), один из ведущих романистов периода
Революции и Империи. Родился в 1761 году в Париже (Paris, Ile-de-France)
в семье инженера-гидравлика (ingenieur hydraulique) Жиля-Гийома Дюкре (Gilles-Guillaume
Ducray) и его супруги Марии-Франсуазы Дюминиль (Marie-Francoise Duminil), при
Старом режиме (Ancien regime)
сделал журналистскую карьеру и исполнял обязанности главного редактора
различных газет с театральными и литературными разделами, приветствовал начало
Великой революции и 24 июля 1789 года на страницах своей газеты «La Semaine mеmoire» опубликовал для провинций восторженный отчет о
событиях 12-17 июля в Париже, в 1792 году подвергся резкой критике за пьесу «Le
Retour des Patriotes ou la Journee interrompue», представленную на сцене Театра
Фейдо (Theatre de Feydeau), сам писал театральные рецензии, в основном
благожелательные, но иногда и резкие, как 6 плювиоза I-го года (25 января 1793 года) на пьесу
Олимпии де Гуж (Olympe de Gouges)
(1748-1793) «Le General Dumouriez a Bruxelles»: «Мы не будем пытаться описать
это странное произведение, в котором не найти ни плана, ни направления, ни
вкуса» (Nous n,entreprendrons point d,esquisser cet ouvrage bizarre, dans
lequel on ne trouve ni plan, ni conduite, ni gout). Во
время Террора (Grand Terreur)
был 12 нивоза II-го года
(1 января 1794 года) арестован декретом Конвента (Convention nationale) по обвинению в
«политической провокации» (provocation politique) и оставался в заключении до государственного
переворота 9 термидора II-го
года (27 июля 1794 года), в 1797 году – главный редактор «Le Courrier des
spectacles ou Journal des theatres», в 1799 году, будучи редактором газеты «Journal d,annonces, affiches et avis divers», известной как
«Affiches de Paris», вступил в конфликт с её владельцем Луи-Аделем Бонафу (Louis-Abel
Bonafous, dit abbe de Fontenai) (1736-1806) по вопросам управления, вышел в
отставку и основал конкурирующую газету «Petites affiches de Paris», куда
привлёк свой бывший персонал и значительную часть подписчиков, что привело к
судебному разбирательству, длившемуся до августа 1811 года, когда Император
предписал объединить различные рекламные листки в единственную газету «Petites
Affiches», уполномоченную публиковать юридические уведомления. Во времена
Империи щедро воздавал дань уважения солдатам Великой Армии (Grande Armee) и Императору хвалебными стихами, публично исполняемыми в
парижских Академиях (Acadеmies parisiennes) и певческих обществах (Societes
chantantes), с 1808 по 1818 год совместно с Пьером-Жаном Беранже (Pierre-Jean Beranger) (1780-1857) активно
сотрудничал с изданиями «Caveau moderne» и «L,Enfant lyrique du Carnaval autant de chansons», где опубликовал
значительное число песен, в том числе «La marmotte en vie» (предостережение
для молодых девушек от речей соблазнителей и наказ предпочитать добродетель
показной роскоши) и «Laissez chacun comme il est», а также стихотворений
и водевильных пьес. Наибольшую известность приобрёл как автор сентиментально-моралистических
романов, в которых добродетель постоянно торжествует, причём, обладая живой и
изобретательной фантазией, умел делать фабулу своих романов чрезвычайно
интересной. Умер 29 октября 1819 года в Виль-д,Авре (Ville-d,Avray,
Ile-de-France) в возрасте 58 лет. Член Аркадской Академии Рима (Academie des Arcades de Rome), Лицея искусств, наук и
изящной словестности (Lycee des arts,
sciences et belles-lettres) и Парижского лицея (Lycee de Paris), автор романов «Fanfan et Lolotte, ou Histoire de deux enfants dans une ile deserte» (1787 год), «Alexis, ou la Maisonnette dans les bois» (1788 год), «Petit Jacques et Georgette, ou les Petits montagnards auvergnats» (1789 год), «Victor, ou l,Enfant de la foret» (1796 год), «Cоеlina, ou l,Enfant du mystere»
(1798 год), «Les Cinquante francs de Jeannette»
(1799 год), «Les Petits orphelins du hameau»
(1800 год), «Paul, ou la Ferme abandonee» (1800 год), «Elmonde, ou la Fille de l,hospice» (1804 год), «Jules, ou le Toit paternal» (1804 год), «Le Petit Carillonneur» (1809 год), «Lolotte
et Fanfan, ou Les aventures de deux enfans abandonnes dans une isle deserte» (1812
год), «Jean et Jeannette,
ou les Petits aventuriers parisiens» (1816 год) и «L,Hermitage Saint-Jacques ou Dieu, le Roi et la Patrie» (1815 год), посвящённого
герцогине Ангулемской (Marie-Therese de France, Duchesse d,Angouleme) (1778-1851) с приветствием
возвращения Бурбонов (Bourbons);
пьес «Les Deux Martines ou le Procureur joue» (1786 год), «Arlequin Pygmalion»
(1789 год) и «Le Testament mal entendu» (1793 год), а также сборников
речей, рассказов, анекдотов, идиллий, романсов и стихотворений, опубликованных
на страницах «Caveau moderne» и «L,Enfant Lyrique du Carnaval». С 13
вантоза IV-го года (3
марта 1796 года) был женат на Катрин-Софи Лэр (Catherine-Sophie Lhair), детей
не имел. Миниатюрный портрет романиста, исполненный в 1787 году художницей Марией-Терезой
Нуаретер (Marie-Therese Noireterre) (1760-1823), является
достоянием Музея Лувра (Departement des Arts graphiques,
Musee du Louvre).
Комментариев нет:
Отправить комментарий