Буте-Сальвета (Anne-Francoise-Hyppolyte Boutet-Salvetat, dit Mademoiselle Mars) Анна-Франсуаза-Ипполит (1779-1847) – французская драматическая актриса, известная как Мадемуазель Марс. Родилась 9 февраля 1779 года на улице Сен-Никез в Париже (Rue Saint-Nicaise, Paris) в семье актёра и драматурга Жана-Мари Буте, известного как Монвель (Jean-Marie Boutet, dit Monvel) (1745-1812) и его гражданской жены, актрисы Французской комедии (Comеdie Franсaisе) Жанны-Маргариты Сальвета (Jeanne-Marguerite Salvetat) (1748-1838), изучала театральное мастерство под руководством любовника своей матери, актёра Театра Монтансье (Theatre Montansier) Вальвиля (Jean-Baptiste Lesquoy, dit Valville) (1740-1830), в 1794 году в возрасте 14 лет дебютировала на сцене «Театра Федо» (Theatre Feydeau) в амплуа инженю, в 1795 году вместе с актрисой Конта (Louise-Jeanne-Francoise Contat) (1760-1830) была принята в труппу Комеди Франсез и в её составе исполняла ведущие партии до 1838 года, играла в пьесах Мольера (Jean-Baptiste Poquelin, dit Moliere) (1622-1673), Мариво (Pierre-Charles de Chamblain de Marivaux) (1688-1763), Седэна (Michel-Jean Sedaine) (1719-1797), Бомарше (Pierre-Caron de Beaumarchais) (1732-1799), Дюваля (Alexandre-Vincent Pineux, dit Alexandre Duval) (1767-1842), Планара (Eugеne de Planard) (1783-1853), Госсе (Еtienne Gosse) (1773-1834), Александра Дюма (Alexandre Dumas) (1802-1870) и других, прославилась исполнением ролей Селимены (Celimene) в «Le Misanthrope», Филаминты (Philaminte) в «Les Femmes savantes» и Эльмиры (Elmire) в «Tartuffe» Мольера, Доньи Сол (Dona Sol) в «Hernani» Виктора Гюго (Victor-Marie Hugo) (1802-1885) и Дездемоны (Desdemone) в «Othello, le Maure de Venise» Альфреда де Виньи (Alfred-Victor de Vigny) (1797-1863). В 1803 году гастролировала в Мюнхене (Munich), где получила признание публики игрой в комедии «L,Abbе de L,Еpеe» Жана-Николя Буйи (Jean-Nicolas Bouilly) (1763-1842) – Наполеон I-й посмотрел эту пьесу трижды и вознаградил актрису 9 000 франков, в 1808 году выступала в Эрфурте (Erfurt) перед Наполеоном и Александром I-м (1777-1825), в 1811 году гастролировала в России и выступала на сцене театра на Арбатской площади в Москве - «До двенадцатого года театр был на Арбатской площади, построен в виде ротонды. За год или за два до неприятельского нашествия приезжала в Москву известная трагическая актриса мамзель Марс и там играла. Мне довелось её видеть раза два или три; мы ездили с Титовыми и дивились прекрасной игре её. Этот Арбатский театр во время французов сгорел, а временно устроили театр на Никитской, в доме Познякова» - (из воспоминаний Елизаветы Петровны Яньковой (1768-1861), опубликованных в 1878 году её внуком Дмитрием Дмитриевичем Благово (1827-1897) под названием «Рассказы бабушки. Из воспоминаний пяти поколений, записанные и собранные ее внуком»). Всегда поддерживала Наполеона, во время «100 дней» неукоснительно украшала свой сценический образ фиалками (violettes) как символом, объединяющим сторонников Императора, сохранила бонапартистские взгляды и после второй Реставрации, за что подверглась гонениям со стороны роялистов, но, тем не менее, была пожалована пенсионом в 30 000 ливров от короля Людовика XVIII-го (Louis-Stanislas-Xavier de Bourbon) (1755-1824), большого поклонника её таланта. 31 марта 1841 года в возрасте 62 лет дала прощальный концерт в Комеди-Франсез в роли Сильвии (Silvia) в пьесе Мариво «Le Jeu de l,amour et du hasard», после чего оставила сцену. Умерла 20 марта 1847 года в Париже в возрасте 68 лет, похоронена на кладбище Пер-Лашез (Simetiere du Pere-Lachaise). Состояла в браке с Николя Броннером (Nicolas Bronner) ( -1807), от которого родила сына Луи-Адольфа (Louis-Adolphe Bronner) (1799- ) и дочь Луизу-Пьеретту-Ипполиту (Louise-Pierrette-Hyppolite Bronner) ( -1820); имела продолжительную любовную связь с генералом графом де Флао де ла Биллардери (Charles-Auguste-Joseph de Flahaut de la Billarderie) (1785-1870). Портрет мадемуазель Марс в роли Бетти (Betty) в пьесе Александра Дюваля «La Jeunesse d,Henri V» (1806 год) исполнен живописцем Николя Жаком (Nicolas Jacques) (1780-1844) (www.wilnitsky.com)
Par Francois
Gtrard (1770-1837), 1814
|
Par Charles Thevenin (1764-1838), 1821 |
Par Aimee
Perlet (1798-1854), 1823
|
Par Francois-Joseph
Kinsoen (1770-1839), 1835, The Bowes Museum, Barnard Castle, Teesdale, County
Durham, England
|