пятница, 20 ноября 2009 г.

Ирландские экспедиции 1796-1798 годов

Ирландские экспедиции 1796-1798 годов. В конце XVIII-го века Ирландия оставалась жестоко угнетаемой колонией Англии, где английским землевладельцам принадлежали обширные земельные владения, сдаваемые небольшими участками в аренду ирландским крестьянам. В Ирландском Парламенте (Parliament of Ireland) господствовали английские лендлорды и их сторонники, с презрением относящиеся к ирландскому народу, который фактически не имел ни земли, ни политических прав и страдал от унизительных обязанностей – например, являясь католиками, ирландцы должны были вносить десятину в пользу английской протестантской церкви. Во второй половине XVIII-го века влиятельная, но немногочисленная группа ирландских либеральных политиков образовала Ирландскую Патриотическую Партию (Irish Patriot Party) во главе с известным парламентарием Генри Флудом (Henry Flood). Партия выступала за самоуправление в Ирландии, свободную торговлю с внешним миром и католическую эмансипацию. С началом войны за Независимость Соединённых Штатов регулярные британские войска были выведены с территории Ирландии, после чего в 1778 году для защиты острова от иностранного вторжения в Белфасте (Belfast) был сформирован корпус Ирландских волонтёров (Irish Volunteers), достигший к 1779 году численности в 100 000 человек. Благодаря активной деятельности Патриотической Партии ирландские волонтёры поддержали радикальные идеи и в 1779 году потребовали в Дублине (Dublin) отмены «Навигационных актов» (Navigation Acts) и установления свободной торговли между Англией и Ирландией, причём они демонстративно выступили в полном вооружении и с лозунгами «Свободная торговля или скорая революция» (Free trade or a Speedy Revolution). При мощной поддержке волонтёров ирландскому парламентарию Генри Граттану (Henry Grattan) удалось добиться некоторых уступок, названных либералами «Конституцией 1782 года» (The Cinstitution of 1782) - Британский Парламент отменил акт 1720 года, ограничивающий законодательную самостоятельность Ирландского Парламента. Идеи Великой Французской Революции нашли значительный отклик в Ирландии – ирландские волонтёры в ознаменование падения Бастилии устраивали 14 июля ежегодный парад, а после их роспуска в 1793 году многие волонтёры стали членами радикального Общества Объединённых Ирландцев (Society of United Irishmen), образованного 18 октября 1791 года в Белфасте (Belfast) группой патриотов во главе с Теобальдом Вольфом Тоном (Theobald Wolfe Tone) и Томасом Расселом (Thomas Russell). Общество, объединившее всех противников английского господства, стремилось к созданию независимой Ирландской Республики; его лидеры наладили связи с многочисленными крестьянскими союзами, вооружили тысячи своих сторонников и установили неофициальный контакт с правительством Франции. После начала войны между Великобританией и Францией в 1793 году Общество Объединённых Ирландцев было запрещено и его члены перешли на нелегальное положение с целью подготовки открытого восстания против британского правления. Деятельность Общества вызвало серьёзное беспокойство английских властей – в 1794 году был арестован и предан суду «за мятежный пасквиль» один из лидеров – Уильям Дреннан (William Drennan), в 1795 году эмигрировал в Соединённые Штаты Теобальд Вольф Тон. В конце 1795 года последний решением руководства Общества был направлен в Париж для переговоров о французской военной экспедиции в Ирландию, одновременно с этим Лорд Фитцжеральд (Lord Edward Fitzgerald) и Артур О,Коннор (Arthur O,Connor) отправились в Гамбург (Hamburg), где начали аналогичные переговоры через французского министра в Ганзейских городах Рейнхарда (Karl Friedrich Reinhard). В феврале 1796 года Тон прибыл в Париж через Гавр (Havre) и был принят министром внешних связей Директории Шарлем Делакруа де Конто (Charles Delacroix de Contaut), для которого составил записку об интересах французского вмешательства в дела Ирландии. Правительство Директории считало, что оказание военной помощи иностранным революционным движениям возможна только после захвата последними власти, но донесения о высоких темпах революционных настроений в Ирландии заставило Директорию заинтересоваться планом Тона, поскольку успешное вторжение в Ирландию могло бы стать идеальным плацдармом для вторжения в Англию. Основная трудность заключалась в слабости военно-морского флота и в ограниченности военных возможностей Республики, ведущей войну на нескольких фронтах. К счастью для Тона, он нашёл себе сильного союзника в лице одного из самых блестящих офицеров Республики, дивизионного генерала Гоша (Louis-Lazare Hoche), который составил проект вторжения и занялся организацией экспедиции. 15 декабря 1796 года эскадра из 44 судов, транспортирующая около 20 000 солдат под командованием генерала Гоша (на борт каждого линейного корабля погрузились 600 солдат; на каждом фрегате – 250; на транспортных кораблях – 400) отплыла из Бреста, войска «были в приподнятом настроении и твёрдо убеждены в тёплом приёме со стороны ирландцев, они пели патриотические песни об освобождении Ирландии от рабства и были уверены в победе». Экспедиция обещала быть успешной вследствие слабости британских регулярных войск, хорошего вооружения и численности активных членов Общества Объединённых Ирландцев, особенно в Ольстере (Ulster), а также однозначной поддержки большей части населения и правительственной милиции. На момент отплытия экспедиции большая часть британского Флота Канала укрылась от зимних штормов в портах, а корабли контр-адмирала Колпойса (John Colpoys), наблюдающие за Брестом, отступили на 40 морских миль вглубь Атлантики, чтобы избежать риска быть выброшенными на скалистый берег Бискайского залива. В пределах видимости Бреста оставался только морской эскадрон (линейный корабль «Indefatigable», фрегаты «Amazon», «Phoebe», «Revolutionnaire» и люгер «Duke of York») под командованием коммодора Пеллю (Sir Edward Pellew), который, заметив приготовления французов, 11 декабря отправил фрегат «Phoebe» с известиями к адмиралу Колпойсу, а фрегат «Amazon» в Фалмут (Falmouth) с рапортом Адмиралтейству. В ночь с 16 на 17 декабря во время прохождения пролива Раз де Сейн (Raz de Sein) французские корабли растерялись в полной темноте несмотря на плавучие маяки и сигнальные ракеты, вследствие чего 17 декабря они продолжили путь в одиночку или малыми группами, самой крупной из которых (9 линейных кораблей, 6 фрегатов и транспорт) оставалась группа под руководством вице-адмирала Буве де Прекура (Francois-Joseph Bouvet de Precourt). В ту же ночь 74-пушечный линейный корабль «Seduisant» капитана Жана-Батиста Анри (Jean-Baptiste Henry) потерпел крушение у Гран Стевено (Grand Stevenent), причём 680 человек утонули. 19 декабря адмиралу Буве де Прекуру удалось собрать 33 корабля, после чего он взял курс на Мицен-Хед (Mizen Head) в Южной Ирландии, где должен был в течение пяти дней получить дальнейшие инструкции из Франции. Вместе с тем, оставшийся в одиночестве 32-пушечный фрегат «Fraternite», флагман вице-адмирала Морара де Галла (Justin-Bonaventure Morard de Galles), на борту которого находился и генерал Гош, 21 декабря был обнаружен одним из британских фрегатов и во избежание столкновения отступил далеко в Атлантику. В отсутствие командующих, адмирал Буве де Прекур и генерал Груши (Emmanuel de Grouchy), прибывшие в Бантри-Бей (Bantry Bay), 21 декабря решили приступить к высадке на следующий день. Однако, ночью погода внезапно ухудшилась – из-за сильной метели береговая линия скрылась из вида, а шторм вынудил французов стоять в бухте на якорях до 24 декабря, когда ветер ослаб, а старшие офицеры экспедиции собрались на военный совет и постановили высадиться 25 декабря. В ночь с 24 на 25 декабря налетел сильнейший ураган, многие корабли были повреждены, некоторые сорваны с якорей и унесены в Атлантику, а 80-пушечный линейный корабль «Indomptable» капитана Жака Беду (Jacques Bedout) столкнулся с фрегатом «Resolue». Шторм продолжался четыре дня, не давая французским кораблям возможности приблизиться к берегу без риска разбиться о скалы; потерпели крушение 40-пушечный фрегат «Impatiente» (550 человек погибли) и 44-пушечный фрегат «Scevola» капитана Ле Бозека (Le Bozec). 40-пушечный фрегат «Immortalite», флагман контр-адмирала Буве де Прекура был далеко отброшен от берега и когда 29 декабря ветер стих, адмирал принял решение отказаться от высадки и приказал всем кораблям, находящимся в пределах видимости, возвращаться в Брест. Адмирал Морар де Галл и генерал Гош прибыли в Бантри-Бей 30 декабря и, обнаружив, что флот ушёл, также возвратились во Францию и 13 января 1797 года прибыли в Рошфор (Rochefort). В этот период несколько изолированных от основной эскадры французских военных кораблей и транспортов были захвачены английскими кораблями контр-адмирала Кингсмилла (Robert Kingsmill), базирующимися в Корке (Cork) – 30 декабря 1796 года 64-пушечный линейный корабль«Polyphemus» капитана Джорджа Ламсдейна (George Lumsdaile) захватил транспорт «Justine», а 38-пушечный фрегат «Jason» - транспорт «Suffren» (транспорт был отбит, но 8 января вновь захвачен и потоплен 32-пушечным британским фрегатом «Daedalus»), 5 января 1797 года «Polyphemus» после 4-часового боя захватил фрегат «Tartu», 7 января 1797 года английские фрегаты «Unicorn», «Doris» и «Druid» захватили транспорт «Ville de Lorient», 10 января 1797 года 20-пушечный корвет «Atalante» был захвачен 36-пушечным британским фрегатом «Phoebe», 13 января 1797 года капитан Пеллю (Sir Edward Pellew), командуя 64-пушечным линейным кораблём «Indefatigable» и 36-пушечным фрегатом «Amazon», вынудил после 13-часового боя выброситься на мель французский 74-пушечный линейный корабль «Droits de l,Homme», 12 января 1797 года транспорт «Allegre» захвачен 14-пушечным британским военным шлюпом «Spitfire». 2 января 1797 года в заливе Бантри потерпел крушение 32-пушечный фрегат «Surveillante», часть его экипажа, в том числе генерал Мерме (Julien Mermet), были эвакуированы на другие французские суда, а несколько человек добрались до берега, где были захвачены в качестве военнопленных; 6 января 1797 года затонул в Бискайском заливе транспорт «Fille Unique» (погибли 300 человек). В общей сложности в ходе экспедиции французы потеряли 12 кораблей и более 2 000 солдат и матросов.
Состав французского флота вторжения.
80-пушечный линейный корабль «Indomptable» капитана Жака Беду (Jacques Bedout) (возвратился в Брест 1 января 1797 года).
74-пушечный линейный корабль «Droits de l,Homme» капитана Жана-Баптиста Раймона де Лакросса (Jean-Baptiste Raymond de Lacrosse) (13 января 1797 года потерпел аварию, более 1 000 человек утонуло).
74-пушечный линейный корабль «Constitution» капитана Луи л,Эритера (Louis L,Heriter) (возвратился в Брест 11 января 1797 года).
74-пушечный линейный корабль «Pegase», флагман контр-адмирала Жозефа де Ришери (Joseph de Richery) под командованием капитана Клемента Ларонье (Clement Laronier) (возвратился в Брест 11 января 1797 года).
74-пушечный линейный корабль «Nestor» капитана Шарль Линуа (Charles Linois) (возвратился в Брест 13 января 1797 года).
74-пушечный линейный корабль «Revolution» капитана Пьера Дюмануара (Pierre Dumanoir Le Pelley) (возвратился в Рошфор 13 января 1797 года).
74-пушечный линейный корабль «Fougueux» капитана Эспри-Транкиля Мэстраля (Esprit-Tranquille Maistral) (возвратился в Брест 1 января 1797 года).
74-пушечный линейный корабль «Trajan» капитана Жюльена Ле Рея (Julien Le Ray) (возвратился в Брест 11 января 1797 года).
74-пушечный линейный корабль «Mucius» капитана Пьера Керангаля (Pierre Querangal) (возвратился в Брест 1 января 1797 года).
74-пушечный линейный корабль «Tourville» капитана Жана-Батиста Анри (Jean-Baptiste Henry) (возвратился в Брест 13 января 1797 года).
74-пушечный линейный корабль «Pluton» капитана Жана-Мари Лебрена (Jean-Marie Lebrun) (возвратился в Брест 11 января 1797 года).
74-пушечный линейный корабль «Eole» капитана Жозефа-Пьера-Андре Малена (Joseph-Pierre-Andre Malin) (возвратился в Брест 13 января 1797 года).
74-пушечный линейный корабль «Wattignies» капитана Анри-Александра Тевенара (Henri-Alexandre Thevenard) (возвратился в Брест 11 января 1797 года).
74-пушечный линейный корабль «Cassard» капитана Дюфэ (Dufay) (возвратился в Брест 13 января 1797 года).
74-пушечный линейный корабль «Redoutable» капитана Монскусу (Monscousu) (возвратился в Брест 1 января 1797 года).
74-пушечный линейный корабль «Patriote» капитана Ла Фарга (La Fargue) (возвратился в Брест 1 января 1797 года).
74-пушечный линейный корабль «Seduisant» капитана Жана-Батиста Анри (Jean-Baptiste Henry) (потерпел крушение неподалёку от Бреста 16 декабря 1796 года, 680 человек утонуло).
44-пушечный фрегат «Scevola» капитана Ле Бозека (Le Bozec) (затонул после урагана 30 декабря 1796 года).
40-пушечный фрегат «Impatiente» (потерпел крушение 30 декабря 1796 года, 550 человек утонуло). 40-пушечный фрегат «Romaine» (возвратился в Брест).
40-пушечный фрегат «Immortalite», флагман контр-адмирала Франсуа-Жозефа Буве де Прекура (Francois-Joseph Bouvet de Precourt) (возвратился в Брест).
40-пушечный фрегат «Tartu» (захвачен 64-пушечным британским линейным кораблём «Polyphemus» 5 января 1797 года).
32-пушечный фрегат «Bellone» (возвратился в Брест).
40-пушечный фрегат «Bravoure» (возвратился в Лориент). 36-пушечный фрегат «Charente» (возвратился в Брест).
40-пушечный фрегат «Cocarde» (возвратился в Брест).
32-пушечный фрегат «Fraternite», флагман вице-адмирала Жюстина-Бонавентюра Морара де Галла (Justin-Bonaventure Morard de Galles) (возвратился в Рошфор 13 января 1797 года).
32-пушечный фрегат «Resolue», флагман контр-адмирала Жозефа-Мари Нелли (Joseph-Marie Nielly) (возвратился в Брест 13 января 1797 года).
36-пушечный фрегат «Sirene» (возвратился в Брест). 32-пушечный фрегат «Surveillante» (потерпел крушение 2 января 1797 года).
16-пушечный корвет «Affronteur» (возвратился в Брест).
16-пушечный корвет «Vautour» (возвратился в Брест). 20-пушечный корвет «Atalante» (захвачен 36-пушечным британским фрегатом «Phoebe» 10 января 1797 года).
16-пушечный корвет «Voltigeur» (возвратился в Брест).
14-пушечный корвет «Mutine» (захвачен в Санта-Крусе 29 мая 1797 года).
16-пушечный корвет «Renard» (возвратился в Брест).
Транспорты: «Nicodeme» (возвратился в Брест); «Justine» (захвачен 64-пушечным британским линейным кораблём «Polyphemus» 30 декабря 1796 года); «Fille Unique» (затонул в Бискайском заливе 6 января 1797 года); «Ville de Lorient» (захвачен англичанами 7 января 1797 года); «Suffren» (захвачен и потоплен 32-пушечным британским фрегатом «Daedalus» 8 января 1797 года); «Allegre» (захвачен 14-пушечным британским военным шлюпом «Spitfire» 12 января 1797 года); «Experiment» (возвратился в Брест).
2 марта 1797 года британское правительство объявило военное положение в Ирландии и приступило к репрессивным мерам по обезоруживанию населения. В том же году Тон убедил правительство Нидерландов принять участие в совместном с французами вторжении в Ирландию - в начале октября голландский флот вице-адмирала Жана-Гильома де Винтера (Jean-Guillaume de Winter) отплыл в Брест, но 11 октября 1797 года в Северном море был настигнут британским флотом адмирала Дункана (Adam Duncan) и разгромлен в сражении при Кампердауне (Camperdown). К началу 1798 года число членов Общества достигло 280 000 человек, но 12 марта 1798 года большинство лидеров Общества Объединённых Ирландцев были арестованы в доме Оливера Бонда (Oliver Bond), после чего Лорд Фитцжеральд, названный «самым опасным лидером мятежников», наметил начало всеобщего восстания на 23 мая, не ожидая французской поддержки. 18 мая Лорд Фитцжеральд, выданый провокатором, был арестован в своём доме, тяжело ранен при сопротивлении и умер от ран в тюремной камере 4 июня. Тем не менее, в назначенный срок многие графства Ирландии были охвачены восстанием, сопровождающимся резнёй протестантов и лоялистов. 22 августа 1798 года французский экспедиционный корпус под командованием генерала Амбера (Jean-Joseph-Amable Humbert) (около 1 070 солдат, три лёгких пушки) благополучно прибыл к северо- западному побережью Ирландии на фрегатах «Concorde», «Franchise» и «Mеdеe» под командованием капитана Даниэля Савари (Daniel Savary) и высадился на берег в Килкуммине (Kilcummin), графство Майо (County Mayo). Экспедиция должна была поддержать восстание ирландских патриотов, распространившееся в графствах Мит (Meath), Карлоу (Carlow), Уиклоу (Wicklow), Антрим (Antrim), Даун (Down), Килдер (Kildare) и Уэксфорд (Wexford). Во второй половине дня 22 августа полковник Сарразен (Jean Sarrazin) во главе 300 гренадёр атаковал в штыки деревню Киллала (Killala), обороняемую 80 солдатами 17-го пехотного полка (Leicestershire) и отрядом конных лоялистов; гарнизон успел сделать только один залп и обратился в бегство, трое французских гренадёр получили лёгкие ранения. После этого успеха к французскому отряду присоединились около 5 000 ирландских добровольцев – 3 000 из них получили привезённые французами мушкеты, остальные были вооружены косами и вилами. 24 августа авангард французов (500 человек) под командованием полковника Сарразена двинулся к Баллину (Ballina) и в миле к северу от города столкнулся с английским отрядом (700 человек) под командованием командира гарнизона Баллина полковника Чепмэна (Sir Thomas Chapman). Исход завязавшегося боя решила атака ирландских ополченцев под командованием французского полковника Фонтэна (Franсois-Xavier-Octavie Fontaine), после которой англичане пустились в бегство. К этому моменту в стратегическом центре графства городе Кастлбаре (Castelbar) британский командующий генерал-лейтенант Лейк (Gerard Lake) располагал следующими силами: рота 6-го пехотного полка (1st Warwickshire Regiment), половина батальона шотландского полка Фрезера (Fraser,s Fencibles), два батальона милиции Лонгфорда (Longford) и Килкенни (Kilkenny), рота волонтёров Голуэя (Galway Volunteers), эскадрон драгун Лорда Родена (Lord Roden,s Fencible Dragoons), четыре эскадрона 4-го карабинерского; всего 1 610 человек при 11 орудиях. На рассвете 26 августа генерал Амбер, узнавший у местных жителей обходной путь к югу от Кастлбара, совершил обманный маневр на Фоксфорд (Foxford), а затем сменил направление и к ночи достиг Лахардена (Lahardane), где местный священник отец Конрой (Andrew Conroy) призвал население оказывать французам всестороннюю помощь (впоследствие Конрой был арестован и казнён англичанами). В 8 утра 27 августа отряд Амбера (800 французов, 1 500 ирландцев, одна пушка) достиг Кастлбара с южной стороны. Между тем английские позиции располагались в трёх линиях на северо-восточной части города и от полного разгрома их спас один из фермеров, который заметил приближающиеся войска и поднял тревогу. Первая атака французов была отбита огнём артиллерии, но после второй атаки англичане дрогнули и обратились в бегство, побросав всю свою артиллерию, знамёна и багаж. Паника была настолько велика, что беглецы остановились лишь в Туаме (Tuam) в 34 милях от Кастлбара, а некоторые достигли и Атлона (Athlone) в 42 милях; впоследствие это одно из самых позорных поражений английской армии стало известно как «Бег Кастлбара» (The Castlebar Races). После победы генерал Амбер дал несколько дней отдыха своей армии, в состав которой влилось несколько сотен ирландских добровольцев и 250 дезертиров с британской службы. В этот период он провозгласил Республику Коннот (Republic of Connaught) и установил временное революционное правительство. Вместе с тем, главнокомандующий в Ирландии Лорд Корнуоллис (Charles Cornwallis, 1st Marques Cornwallis) мобилизовал и лично возглавил все свои силы – в лагере к западу от Дублина (Dublin) 2 сентября было сконцентрировано 7 800 солдат, разбитых на четыре бригады под командованием генералов Хантера (Peter Hunter), Кэмпбелла (Campbell), Хатчинсона (John Hely-Hutchinson) и Мура (John Moore). 4 сентября англичане двинулись на Туам и 5 сентября прибыли в Кастлбар, где обнаружили лишь небольшой неприятельский арьергард (Амбер 4 сентября оставил город и двинулся на восток, в надежде взбунтовать наибольшее число ирландцев, прорваться к Дублину и взять под контроль всю страну). В тот же день передовые части франко-ирландских войск разгромили у деревни Коллуни (Collooney) отряд лоялистов (более 500 человек с двумя орудиями) под командованием капитана О,Хара (O,Hara), причём в бою особо отличился герой ирландского восстания капитан Тилинг (Bartholomew Teeling). 6 сентября 1798 года генерал Амбер получил известие о восстаниях, вспыхнувших в графствах Лонгфорд (Longford) и Уэстмит (Westmeath), после чего повернул на юг, надеясь объединиться с новыми союзниками. Вместе с тем, Лорд Корнуоллис, чьи силы увеличились до 17 000 человек, перекрыл французам дорогу к Дублину, а авангард генерала Лейка под командованием подполковника Кроуфорда (Robert Craufurd) преследовал Амбера по пятам, захватывая отставших и брошенные пушки. 8 сентября 1798 года войска Амбера заняли позиции у Баллинамука (Ballinamuck) – основные силы расположились на холме Шанмуллаг (Shanmullagh Hill), господствующем над деревней Баллинамук, а ирландский батальон капитана Блейка (Blake) и рота французских гренадёр капитана Жоби (Jobit) перекрыли дорогу, вдоль которой наступал Лейк. Авангард англичан (конные егеря Хомпеша (Hompesch,s Mounted Rifles) и гессенская пехота) атаковали пехоту Блейка и Жоби, которая вынуждена была отступить на холм. Атаки английской пехоты и кавалерии на основную позицию союзников был дважды отбиты яростными контратаками ирландских копейщиков, но после того как подавляющие силы англичан, совершив фланговый обход, полностью блокировали холм, генерал Амбер отдал приказ о капитуляции. Пленные французы (800 человек) были через несколько недель репатриированы во Францию по условиям обмена пленными; всех захваченных ирландцев казнили на месте как предателей, в том числе и кадровых офицеров французской армии. Не зная о поражении и капитуляции генерала Амбера, французское правительство направило ему на помощь корпус генерала Харди (Jean Hardy) (3 000 человек), размещённый на борту 10 судов - 74-пушечного линейного корабль «Hoche», флагмана адмирала Бомпара (Jean-Baptiste-Francois Bompart) под командованием капитана Мэстраля (Desirе-Marie Maistral); 36-пушечного фрегата «Semillante» капитана Лакутюра (Martin-Antoine Lacouture); 40-пушечного фрегата «Romaine» капитана Бержевена (Mathieu-Charles Bergevin); 36-пушечного фрегата «Bellone» капитана Жакоба (Louis-Lеon Jacob); 40-пушечного фрегата «Immortalite» капитана Леграна (Jean-François Legrand); 44-пушечного фрегата «Loire» капитана Сегонда (Adrien-Joseph Segond); 36-пушечного фрегата «Coquille» капитана Деперонна (Lеonore Deperonne); 34-пушечного фрегата «Embuscade» капитана Клемента де ла Ронсьера (Nicolas-Clеment de la Ronciеre); 36-пушечного фрегата «Resolue» капитана Баржо (Jean-Pierre Bargeau) и 8-пушечной шхуны «Biche» лейтенанта Лабастара (Jean-Marie-Pierre Labastard). Экспедиция отправилась из Бреста 16 сентября 1798 года, 12 октября французы попытались высадиться в графстве Донегаль (Donegal) около озера Лу Свилли (Lough Swilly), но в 20 морских милях от побережья у острова Тори (Tory Island) были атакованы английской эскадрой адмирала Уоррена (Sir John Borlase Warren) - 74-пушечный линейный корабль «Robust» капитана Торнбро (Edward Thornbrough); 74-пушечный линейный корабль «Canada», флагман адмирала Уоррена; 80-пушечный линейный корабль «Foudroyant» капитана Бьярда (Sir Thomas Byard); 44-пушечный фрегат «Magnanime» капитана де Курси (Michael de Courcy); 38-пушечный фрегат «Ethalion» капитана Контесса (George Countess); 38-пушечный фрегат «Amelia» капитана Герберта (Charles Herbert); 36-пушечный фрегат «Melampus» капитана Мура (Graham Moore) и 44-пушечный фрегат «Anson» капитана Дархэма (Philip Charles Durham). После ожесточённого 4-часового боя, в ходе которого англичанами были захвачены линейный корабль «Hoche» и фрегаты «Bellone», «Coquille», «Embuscade», французская эскадра была рассеяна и вынуждена была отплыть обратно, не высадив десанта. В течение трёх ближайших недель ещё три фрегата («Resolue», «Immortalite» и «Loire») были захвачены англичанами и до Бреста сумели добраться лишь фрегаты «Romaine» и «Semillante», а также шхуна «Biche». Теобальд Вольф Тон, находившийся на борту захваченного французского флагмана, был арестован, приговорён к повешению за государственную измену и покончил жизнь самоубийством за час до казни. Вместе с тем, Директория направила для поддержки сил адмирала Бомпара морской эскадрон из 40-пушечного фрегата «Concorde» капитана Папена (Andrе Papin), 44-пушечного фрегата «Franchise» капитана Гильотена-Гонтьера (Jean-Louis Guillotin-Gonthiеre), 32-пушечного фрегата «Medee» капитана Кудена (Jean-Daniel Coudin) и 28-пушечного фрегата «Venus» капитана Сенеза (Andrе Senez) под общим командованием капитана Савари (Daniel Savary), который прибыл 27 октября в Киллала (Killala) и, узнав о разгроме флота Бомпара, повернул назад. 28 октября он был атакован британским морским эскадроном (два линейных корабля и 38-пушечный фрегат «Melpomene») адмирала Сомареза (James Saumarez); в ходе артиллерийской перестрелки 80-пушечный флагман Сомареза «Caesar» вышел из строя и команду принял капитан 74-пушечного линейного корабля «Terrible» Байкертон (Sir Richard Bickerton). Вследствие сильного шторма, обрушившегося 30 октября, англичане оставили преследование и фрегаты Савари благополучно возвратились в Брест. 24 октября 1798 года правительство Батавской Республики направило в Ирландию для поддержки французского вторжения гружёные боеприпасами 36-пушечный фрегат «Furie» капитана Плетца (Bartholomeus Pletz) и 24-пушечный корвет «Waakzaamheid» капитана ван Нейропа (Meindert van Neirop), которые в тот же день были атакованы и захвачены в 30 морских милях к северо-западу от Текселя (Texel) британским36-пушечным фрегатом «Sirius» под командой капитана Кинга (Richard King). Экспедиции адмирала Бомпара и капитана Савари стали последними попытками французского вторжения на Британские острова, окончательно перечеркнувшими надежды ирландских патриотов на внешнюю поддержку.

1 комментарий: