пятница, 25 декабря 2009 г.

Адам (Albrecht Adam) Альбрехт (1786-1862)

Адам (Albrecht Adam) Альбрехт (1786-1862) - баварский живописец-баталист и гравёр. Родился 16 апреля 1786 года в Нёрдлингенe (Nordlingen, Landkreis Donau-Ries, Bavaria) в семье кондитера Иеремии Адама (Jeremias Adam) (1754-1830), в 1800 году наблюдал вступление в Нюрнберг (Nurnberg) французской армии генерала Моро (Jean-Victor Moreau) (1763-1813) и на основе своих зарисовок создал впоследствии серию из 49 цветных гравюр, с 1803 года брал первые уроки живописи у Кристофа Иоганна Зигмунда Цвингера (Christoph Johann Sigmund Zwinger) (1744-1813) и его сына Густава Филиппа (Gustav Philipp Zwinger) (1779-1819) в Нюрнберге, в 1804-1805 годах изучал ремесло кондитера и, одновременно, работал над первыми своими гравюрами, опубликованными в 1806 году издателем Фридрихом Кампе (Friedrich Campe) (1777-1846). В 1807 году отправился в Аугсбург (Augsburg), где обучался в Академии рисунка (Zeichenakademie) под руководством известного баталиста Иоганна Лоренца Ругендаса (Johann Lorenz Rugendas) (1775-1826), в том же году перебрался в Мюнхен (Munich), где подружился с художницами Маргаретой Гейгер (Margarethe Geiger) (1783-1809) и Софией Рейнхард (Sophie Reinhard) (1775-1844), вместе с которыми в 1808 году перебрался в Вену (Wien) для обучения в Академии изящных искусств (Akademie der bildenden Kunste). С 1 января 1809 года состоял копиистом художественной галереи Мюнхена (Kopist in der Kunsthalle Munchen), брал уроки живописи у Иоганна Георга фон Диллиса (Johann Georg von Dillis) (1759-1841) и посещал вечерние занятия в Мюнхенской Академии (Munchner Akademie). В 1809 году в качестве шталмейстера ((Stallmeister) графа фон Фроберг де Монжуа (Gustave von Frohberg de Montjoye) (1768-1812) находился при баварской армии в ходе Австрийской кампании, присутствовал при сражениях 21-22 мая 1809 года при Асперне-Эсслинге (Aspern-Essling) и 5-6 июля 1809 года при Ваграме (Wagram), сделал ряд эскизов, послуживших основой более поздних его работ; из воспоминаний художника: «Моим горячим желанием было стать свидетелем великой битвы, это свершилось. Материала для размышлений теперь было достаточно, в том числе и зарисовок, исполненных если время и обстоятельства позволяли. За эти дни я увидел столько шокирующих сцен, что у меня не возникло желания продолжать следовать за армией» (Mein sehnlicher Wunsch, Augenzeuge bei einer grossen Schlacht zu sein, war also erfullt. Es gab nun Stoff genug zum Nachdenken, auch zu Bildern, wenn Zeit und Umstande es erlaubten. In diesen Tagen sah ich so viele erschutternde Scenen, dass ich kein Verlangen trug, der Armee weiter zu folgen). Талант Адама привлёк внимание вице-короля Италии принца Евгения де Богарне (Eugene de Beauharnais) (1781-1824), который в 1810 году назначил его своим придворным живописцем в Милане (Mailand), принимал участие в Русской кампании 1812 года в должности рисовальщика топографического бюро генерального штаба IV-го корпуса Великой Армии (Grande Armee) - во время похода сделал более 300 зарисовок батальных и жанровых сцен, ставших основой альбома из 100 литографий «Voyage pittoresque et militaire de Willenberg en Prusse jusqu,a Moscou fait en 1812», изданного в 1827-1833 годах. В 1813-1814 годах сопровождал принца Евгения во время боевых действий в Северной Италии, в 1815 году покинул Милан и возвратился в Мюнхен, где пользовался покровительством короля Максимилиана I-го Баварского (Maximilian I von Bayern) (1756-1825), с 1829 года проживал в Штутгарте (Stuttgart), где по заказу короля Людвига I-го Баварского (Ludwig I von Bayern) (1786-1868) написал полотно «Сражение при Бородино» (Schlacht von Borodino) для банкетного зала Королевской резиденции в Мюнхене, с 1841 по 1844 год по заказу герцога Максимилиана Лейхтенбергского (Maximilian von Leuchtenberg) (1817-1852) работал на циклом из 16 больших батальных полотен для Мариинского дворца в Санкт-Петербурге (герцог, женившийся в 1839 году на старшей дочери царя Николая I-го (1796-1855) Марии (1819-1876), пожелал увековечить героические вехи военной карьеры своего отца Евгения де Богарне - на первых семи картинах должны были быть изображены сражения кампании 1809 года (Caldiero, Piave, Malborghetto, Tarvis, Sankt Michael, Papa, Raab), еще на семи – кампании 1812 года и на двух последних - отступление из России и битва под Магдебургом). В 1848 году в возрасте 62 лет отправился с войсками фельдмаршала Радецкого (Josef Wenzel Radetzky von Radetz) (1766-1858) в поход в Сардинию, где собрал материал для полотен «Feldmarschall Radetzky und sein Stab in der Schlacht bei Novara am 23 Mаrz 1849» (1855 год) и «Feldmarschall Joseph Wenzel Radetzky Graf von Radetz mit seinem Stab vor Mailand, 1848» (1849 год). В 1859-1862 годах по заказу короля Максимилиана II-го Баварского (Maximilian II von Bayern) (1811-1864) написал своё последнее и самое крупное полотно «Битва под Цорндорфом» (Schlacht von Zorndorf). Работы Адама, признанного одним из важнейших представителей батальной живописи XIX-го века, отличаются свежестью красок и тщательной проработкой мельчайших деталей. Умер 28 августа 1862 года в Мюнхене в возрасте 76 лет, похоронен на Старом Южном кладбище (Alter Sudlicher Friedhof, Isarvorstadt, Stadtkreis Munchen). Член Берлинской Академии (Berliner Akademie) (1825 год), Почётный член Мюнхенской Академии (Ehrenmitglied der Munchner Akademie). С 1812 года был женат на Магдалене Сандер (Magdalena Sander) (1793-1865), от которой имел семерых детей, в том числе ставших известными художниками сыновей Бенно (Benno Adam) (1812-1892), Франца (Franz Adam) (1815-1886), Эжена (Eugen Adam) (1817-1880) и Юлиуса (Julius Adam) (1821-1874).

Selbstbildnis mit Pudel Cerberus vor der Staffelei, 1814

Die Schlacht bei Abensberg am 20 April 1809, 1826

Napoleon vor Regensburg, 23 April 1809, 1840

Passage der Brenta am 5 Mai 1809, 1811

Ersturmung der Festung Malborghetto am 17 Mai 1809, 1843

Das Gefecht bei Papa am 12 Juni 1809, 1844

Nach der Schlacht bei Wagram 6 Juli 1809

Soldaten auf der Strasse nach Lianvawitschi, 14 August 1812, 1838

Auf dem Weg nach Vyazma am 28 August 1812

In der Schlacht an der Moskau

Der verwundete General Jean Rapp in der Schlacht bei Moskau, 1826

Napoleon beim Brand von Moskau, 1841

Der Brand von Moskau

Napoleon und sein Stab auf einer Anhohe vor dem brennenden Moskau

Ruckzug der Grossen Armee aus Russland

Ruckzug aus Russland, Uberquerung des Korps von Eugene de Beauharnais uber die Vop

Befreiungskriegen 1813-1815, Freiwillige eines Freikorps oder Оstpreussischen Infanterie-Regiments

Feldmarschall-Leutnant Graf von Bellegarde in der Schlacht von Mincio am 8 Februar 1814

Franz Xaver Richter von Binnenthal zu Pferd, 1814

General von Bellegarde und seine Offiziere vor einer Schlacht, 1815

Konig Wilhelm I von Wurttemberg zu Pferd, 1838

Reiterportrat von Josef Radetzky

Kampfszene aus den Napoleonischen Kriegen, 1825

Franzosische Artillerie-Aussenposten

Der Kurier, 1852

Angriff der osterreichischen Husaren

Bayerische Kavallerie in Tirol im Jahr 1809

Napoleon rekognosziert mit vier bayerischen Kavallerie-Regimentern das rechte Duna-Ufer, 24 Juli 1812

Des Kunstlers Albrecht Adam, Bivac am 16 August 1812

Vor Smolensk, den 18 August 1812

Prinz Eugene am Ufer der Vop am 25 August 1812

Ersturmung der grossen Redoute wahrend der Schlacht an der Moskau am 7 September 1812

Das Kunstleratelier in Munchen, 1835

Albrecht Adam mit seinen Sohnen Benno, Franz und Eugen im Atelier, 1854

Комментариев нет:

Отправить комментарий