Жерар (Francois-Pascal-Simon Gerard) Франсуа-Паскаль-Симон (1770-1837) – барон Жерар (Baron Gerard) (1819 год), французский исторический живописец, портретист и литограф нео-классического направления, прозванный «Художником королей и королём художников» (Le peintre des rois et Le roi des peintres). Родился 4 мая 1770 года в Риме (Rome) в семье интенданта двора кардинала Пьера де Берни (Francois-Joachim de Pierre de Bernis) (1715-1794) Жана-Симона Жерара (Jean-Simon Gеrard) ( -1790) и его супруги итальянки Клерии Маттеи (Clеria Mattei) ( -1793), в 1782 году в возрасте 12 лет возвратился во Францию, где его отец был принят на службу министра Королевского дома (Ministre de la Maison du roi) барона де Бретейля (Louis-Charles-Auguste Le Tonnellier, Baron de Breteuil, Baron de Preuilly) (1730-1807), образование получил в Королевском пансионе Парижа (Pension du Roi а Paris), в течение двух лет изучал скульптуру под руководством Пажу (Augustin Pajou) (1730-1809), затем обучался у исторического живописца Брене (Nicolas-Guy Brenet) (1728-1792) и в мастерской Давида (Jacques-Louis David) (1748-1825), в 1789 году выступил соискателем Римской премии (Prix de Rome), но уступил её своему другу Жироде (Anne-Louis Girodet de Rousy-Triosson) (1767-1824), после смерти отца в 1790 году отправился в Рим вместе с матерью, пожелавшей вернуться на родину. В 1791 году, опасаясь быть внесённым в списки эмигрантов, возвратился в Париж и по причине крайней бедности работал помощником Давида, по протекции которого в 1793 году избран членом Революционного трибунала (Tribunal revolutionnaire). В 1794 году Комитет общественного спасения (Comite de salut public) организовал конкурс живописцев, посвящённый «Самым великолепным периодам Революции» (Les pеriodes les plus magnifiques de la Rеvolution) - это соревнование выиграл Жерар с рисунком «Патриоты, требующие изгнания тирана 10 августа 1792 года» (Les patriotes demandant l,expulsion du tyran le 10 aout de 1792). Первыми его работами, обратившими на себя внимание публики были живописные полотна на мифологические темы «Велизарий» (Belisarius) (1795 год) и «Поцелуй Амура и Психеи» (Psyche et l,Amour) (1798 год), а в 1799 году написал портрет Летиции Рамолино (Maria-Letizia Ramolino, Madame Mеre) (1750-1836), получивший высокую оценку. Составил себе блестящую репутацию одного из лучших художников Франции и при Империи занимал пост придворного живописца Наполеона I-го (Peintre de cour de Napoleon Ier), который в 1808 году заказал ему грандиозное полотно «Битва при Аустерлице» (Bataille d,Austerlitz), с 5 апреля 1811 года исполнял обязанности профессора Школы изящных искусств Парижа (Ecole des Beaux-arts de Paris). Вместе с тем, настоящим призванием Жерара был портретный жанр, в котором он умел передавать не только индивидуальные черты личности и наиболее свойственное ей выражение, но и отпечаток, наложенный духом эпохи, в 1808 году выставил в Салоне (Salon de Paris) восемь портретов, а в 1810 году – уже четырнадцать, к числу лучших его работ принадлежит портрет госпожи Рекамье (Juliette-Adelaide Recamier) (1805 год), среди прочих стоит упомянуть портреты Императрицы Жозефины (Josephine de Beauharnais), Людовика XVIII-го (Louis XVIII), живописца Изабе (Jean-Baptiste Isabey) с дочерью, скульптора Кановы (Antonio Canova), поэта Дюси (Jean-Francois Ducis), маршалов Мюрата (Joachim Murat), Бернадотта (Jean-Baptiste-Jules Bernadotte) и Нея (Michel Ney), императора Александра I-го, барона Корвизара (Jean-Nicolas Corvisart-desmaretz) и живописца Гро (Antoine-Jean Gros). В 1817 году представил публике полотно «Въезд Генриха IV-го в Париж» (L,Entrеe d,Henri IV а Paris), которым продемонстрировал уважение к новой власти, вследствие чего был назначен Первым королевским живописцем (Premier peintre du roi). Умер после трёх дней лихорадки 11 января 1837 года в Париже в возрасте 66 лет, похоронен на кладбище Монпарнас (Cimitiere du Montparnasse). Шевалье Почётного Легиона (1803 год), Офицер Почётного Легиона (22 октября 1808 года), член Французского Института (Institut de France) (7 марта 1812 года). С 1795 года был женат на кузине своей матери Маргарите Маттеи (Marguerite Mattei). Портрет художника написан в 1790 году бароном Гро (Antoine-Jean Gros) (1771–1835).
|
Austerlitz |
|
Napolton Bonaparte, Premier Consul (1803) |
|
Madame Mere |
|
Madame Bonaparte dans son salon de Malmaison (1801) |
|
Marie-Louise d,Autriche |
|
Elisa Bonaparte-Bacciochi et sa fille Napoleone-Elisa |
|
Caroline Bonaparte |
|
La Reine Hortense de Beauharnais |
|
Louis Bonaparte |
|
Jean Lannes, Duc de Montebello |
|
Louise-Antoinette Gueheneuc, Duchesse de Montebello avec les envants |
|
Jean-Baptiste-Jules Bernadotte |
|
Maximilien-Sebastien Foy |
|
Jeanne-Francoise-Julie-Adtlaide Bernard, dite Madame Recamier |
|
Louis XVIII |
Комментариев нет:
Отправить комментарий