Бертон (Henri-Montan Berton) Анри-Монтан (1764-1844) – французский композитор, писатель и педагог. Родился 17 сентября 1767 года в Париже (Paris) в семье дирижёра, директора Парижской Оперы (Opera de Paris) Пьера-Монтана Бертона (Pierre-Montan Berton) (1727-1780), от которого получил первые музыкальные уроки (в возрасте 6 лет свободно читал ноты и играл на фортепиано и скрипке). Позднее изучал искусство скрипичной игры под руководством известного дирижёра и композитора Рея (Jean-Baptiste Rey) (1734-1810), а после смерти отца стал скрипачом оркестра Оперного театра. В 1784 году дебютировал как композитор оперой «Le Premier navigateur», а в 1786 году сочинил кантату «Le Concert spirituel», получившую в апреле 1787 года лестные отзывы в «Mercure de France». Симпатизировал идеям Революции и в 1790 году поступил на службу нового правительства, в 1795 году – профессор гармонии Парижской Консерватории (Conservatoire de Paris), в 1797 году написал оперу «Ponse de Leon», в 1799 году – оперы «Montano et Sephanie» и «Le Delire, ou Les suites d,une erreur», принесшие ему международную известность, в 1803 году - оперу «Aline, reine de Golconde». С 1807 по 1810 год – музыкальный директор Императорского Театра (Theatre Imperiale), с 1810 по 1815 год – дирижёр хора Парижской Оперы, в 1815 году – член Французского Института (Institut de France), в 1818 году – профессор композиции Парижской Консерватории. Умер 22 апреля 1844 года в Париже в возрасте 79 лет. Офицер Почётного Легиона (1837 год). Автор кантат «La mort d,Absalon» (1786 год), «Anne de Boulen» (1787 год), «David dans le temple» (1791 год), «La gloire de Syon» (1791 год), «Hommage a la pompe rustigue» (1796 год), «Le retour de Thesee» (1803 год), «Trasibule» (1804 год), «Le chant de retour» (1807 год), «Cantate pour le mariage de Napoleon et de Marie-Louise» (1810 год), «Lutece» (1815 год); опер «L,amant a l,epreuve, ou La dame invisible» (1787 год), «Les promesses de mariage, suite de L,epreuve villageoise» (1787 год), «Les deux sentinelles» (1791 год), «Les deux sous-lieutenants, ou Le concert interrompu» (1792 год), «Eugene, ou la piete filiale» (1793 год), «Tyrtee» (1793 год), «Agricol Viala, ou Le heros de la Durance» (1794 год), «Belisaire» (1796 год), «Le denouement inattendu» (1797 год), «L,amour bizarre, ou Les projets deranges» (1799 год), «La nouvelle au camp, ou Le cri de vengeance» (1799 год), «Le grand deuil» (1801 год), «La romance» (1804 год), «Delia et Verdikan» (1805 год), «Le vaisseau amiral» (1805 год), «Francoise de Foix» (1809 год), «La victime des arts, ou La fete de famille» (1811 год), «Le charme de la voix» (1811 год), «Valentin, ou Le paysan romanesque» (1813 год), «L,oriflamme» (1814 год), «Feodor, ou Le batelier du Don» (1816 год), «Roger de Sicile, ou Le roi troubadour» (1817 год), «Corisandre, ou La rose magique» (1820 год), «Les deux mousquetaires, ou La robe de chambre» (1824 год), «Pharamond» (1825 год), «Les petits appartements» (1827 год); комедий «Le nouveau d,Assas» (1790 год), «Les brouilleries» (1790 год), «Les rigueurs du cloitre» (1790 год), «Les congres des rois» (1794 год), «Christophe et Jerome, ou La ferme hospitaliere» (1796 год), «Le rendez-vous suppose, ou Le souper de famille» (1798 год), «Les marins garsons» (1805 год), «Ninon chez Madame de Sevigne» (1808 год), а также более 50 песен, гимнов и военных маршей. Автор сочинений «Traite d,harmonie, suivi d,un dictionnaire des accords» (1814 год), «Rapport sur les nouveaux instruments de musique» (1819 год), «Jeu des preludes harmoniques, ou Compas et boussoles des gammes musicales pour tou sles tons, par diese et par bemols par les deux modes majeur et mineur» (1819 год), «De la Musique en France» (1821 год), «De la musique mecanique et de la musique philosophique» (1826 год) и «Catechisme musical raisonne».
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий