Брюнель (Sir Marc Isambard Brunel) Марк-Изамбар, сэр (1769-1849) – английский инженер французского происхождения, строитель туннеля под Темзой (Thames). Родился 25 апреля 1769 года на семейной ферме Асквиль (Hasqueville) в Нормандии (Normandie), начальное образование получил в Колледже Жизора (College de Gisors), затем изучал теологию в семинарии Руана (Rouen). В 1786 году поступил на службу в Королевский военно-морской флот кадетом, служил в Вест-Индии (West-Indien), а когда в январе 1792 года его экипаж был распущен возвратился в Руан. Как и большинство жителей Нормандии сочуствовал роялистам, в январе 1793 года присутствовал в Париже (Paris) на процессе Людовика XVI-го (Louis XVI) и опрометчиво предсказал скорое падение Робеспьера (Maximilien Robespierre), вследствие чего вынужден был бежать в Гавр (Havre), где сел на американское судно «Liberty» и отправился в Нью-Йорк (New-York). Прибыл в Америку 6 сентября 1793 года и полностью посвятил себя изучению механики, участвовал в проекте соединения Гудзона (Hudson) с озером Шамплейн (Lake Champlain), представил собственный проект Капитолия в Вашингтоне (Washington). В 1796 году получил американское гражданство, был назначен главным инженером Нью-Йорка и на этом посту активно занимался строительством театра, пушечного литейного завода и портовых укреплений. 7 февраля 1799 года прибыл на корабле «Halifax» в Англию для представления Адмиралтейству своего изобретения машины, автоматизировавшей производство корабельных блоков шкива. В апреле 1802 года 45 машин Брюнеля были установлены на заводе Портсмута (Portsmouth) и к 1808 году завод производил 130 000 блоков ежегодно, превзойдя в 10 раз предыдущую норму (в 1810 году награждён за своё изобретение 17 000 фунтов стерлингов). Построил для Адмиралтейства пильные мельницы в Чатаме (Chatham), Кенте (Kent) и Вулидже (Woolwich), работал над станком, серийно выпускающим солдатские ботинки. Между тем, часто участвовал в невыгодных проектах и в 1821 году 88 дней провёл в тюрьме Бенч (King,s Bench) за долги - в заключении начал письменные переговоры с императором России Александром I-м о переезде с семьёй в Санкт-Петербург (он составил проект туннеля под Невой), но британское правительство согласилось погасить его долги в обмен на обещание оставить планы относительно России. В 1818 году патентовал «Тунелльный щит» (Tunnelling shield) для прокладки туннеля под Темзой (Thames) (ещё в 1805 году для этих целей была сформирована «Thames Archway Company», которая, используя знаменитого инженера Тревитика (Richard Trevithick), проложила более 1 000 футов, но в 1807 году наткнулась на плавун и остановила строительство). В 1824 году контракт с Брюнелем был заключён и новая «Thames Tunnel Company» в феврале 1825 года приступила к строительству туннеля, предназначенного для гужевого транспорта. 25 марта 1843 года Туннель Темзы был официально открыт и Брюнель, несмотря на плохое здоровье (7 ноября 1842 года он перенёс удар), присутствовал на церемонии. В течение первых 15 недель туннель пересекло более 1 000 000 человек, а в настоящее время он является частью Лондонского Метрополитена. Занимал пост вице-президента Лондонского Королевского Общества наук (Royal Society), Рыцарь Ордена Бани. Умер 12 декабря 1849 года в Лондоне в возрасте 80 лет, похоронен на столичном кладбище Кенсал-Грин (Kensal Green). С 1 ноября 1799 года был женат на Софи Кингдом (Sophie Kingdom), от которой имел двоих дочерей и сына Изамбара (Isambard Kingdom-Brunel), ставшего впоследствии всемирно известным инженером. Портрет Брюнеля, написанный живописцем Норткотом (James Northcote) является достоянием Национальной портретной галереи в Лондоне (National Portrait Gallery of London).
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий