Львов Николай Александрович (1751-1803) – российский архитектор, график, поэт, механик и изобретатель. Родился 4 марта 1751 года в имение Никольское-Черенчицы близ Торжка в семье небогатого помещика Александра Петровича Львова и его супруги Прасковьи Фёдоровны Хрипуновой, с младенчества был записан в бомбардирскую роту лейб-гвардии Измайловского полка, в 1770 году прибыл в Санкт-Петербург и приступил к действительной службе. Обучался в полковой школе, где преподавали грамматику, географию, французский и немецкий языки, фортификацию и математику, активно занимался самообразованием и принимал участие в издании рукописного журнала «Труды четырёх разумных общников». Был близко дружен с Василием Васильевичем Капнистом (1756-1823), Гавриилом Романовичем Державиным (1743-1816), Дмитрием Григорьевичем Левицким (1735-1822), Владимиром Лукичом Боровиковским (1757-1825) и Иваном Ивановичем Хемницером (1745-1784), считался одним из самых эрудированных и остроумных людей своего времени. В 1776-1777 годах совершил путешествие по Европе вместе с Хемницером и Михаилом Фёдоровичем Соймоновым (1730-1804), а после возвращения в Россию вышел в отставку с военной службы и поступил в Коллегию иностранных дел в распоряжение графа Александра Андреевича Безбородко (1747-1799), а после назначения последнего Почт-директором оставался при нём для особых поручений. Имел склонность к проектированию и был рекомендован графом Безбородко императрице Екатерине II-й в качестве архитектора собора в Могилёве, задуманного в честь встречи с австрийским императором Иосифом II-м. После успеха проекта исполнил значительное количество заказов – Борисоглебский собор в Торжке, дачи для сановников под Петербургом и Выборгом, Невские ворота Петропавловской крепости, Троицкая церковь на Шлиссельбургском тракте и построенный из земли Приоратский дворец в Гатчине (всего более 30 зданий различного назначения). Как великолепный рисовальщик и гравёр создал проект звезды и знаков ордена Святого Владимира и новых знаков ордена Святой Анны, был одним из основоположников пейзажного стиля в российском садоводстве. Занимался археологией, химией, механикой, историей и геологией, перевел «Четыре книги по архитектуре» итальянского архитектора Палладио (Andrea Palladio) (1508-1580), писал стихи, басни и поэмы, сотрудничал с журналом «Собеседник любителей российского слова», собирал фольклёрные песни и в 1790 году опубликовал «Собрание народных русских песен с их голосами», написал либретто трех комических опер, в том числе «Ямщики на подставе», обнародовал летопись XVI-го века, известную как «Львовская летопись». Занимался поиском на Валдайской возвышенности каменного (земляного) угля и открыл месторождение в Боровичах, разведывал залежи торфа под Москвой, научился добывать из угля серу и изобрёл новый строительный материал «каменный картон», усовершенствовал вентиляционно-отопительные системы в жилищах, обследовал на Кавказе минеральные источники и проектировал водные лечебницы. Умер 3 января 1803 года в Москве в возрасте 51 года. Член Российской Академии (1783 год), почётный член Академии художеств (1785 год). Был женат на Марии Алексеевне Дьяковой. Автор работ «О русском народном пении», «О пользе и употреблении русского земляного угля» и «Русская пиростатика, или употребление испытанных уже воздушных печей и каминов». Портрет Львова написан в 1790 году живописцем Дмитрием Григорьевичем Левицким.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий