Вязальщицы (Les Tricoteuses) – собирательное название женщин революционной эпохи, присутствующих с вязанием в руках на заседаниях Конвента (Convention nationale), Народных обществ (Assemblees populaires), Революционного Трибунала (Tribunal revolutionnaire) и у подножия гильотины во время казней; они-же принимали активное участие в так называемых «Красных мессах» (Messes rouges), где пропитывали свои платки кровью жертв. При Старом режиме (Ancien regime) слово «вязальщица» использовалось в качестве уничижительного и оскорбительного обозначения женщины из народа, вынужденной заниматься вязанием для крупных производителей и торговцев (в 1791 году на торговца трикотажными изделиями Потеля (Potel) работали более 50 женщин, получающих низкую плату в 12 су в день, в то время как в Работных домах подобная работа оплачивалась в размере от 8 до 10 су). Декретом Генерального совета Парижской Коммуны (Conseil gеnеral de la Commune de Paris) от 6 нивоза II-го года (26 декабря 1793 года) женщином позволялось «принимать участие в заседаниях Коммуны и вязать» (assister aux dеlibеrations de la Commune et d,y tricoter), а после переворота 9 термидора II-го года (24 июля 1794 года) и падения Робеспьера (Maximilian Robespierre) слова «вязальщицы» стало использоваться для обозначения боевых профсоюзов (militantes populaires). Зимой с 1794 на 1795 год в период острой конфронтации между «умеренными» и санкюлотами (modеrеs et sans-culottes) определение «вязальщица» активно использовалось в качестве оскорбления последних, стало синонимом «якобинцев» (Jacobines), «Завсегдатаев трибун» (habituеes des tribunes) и трансформировалось в такие понятия как «санжюпоны» (sans-jupons), «фурии гильотины» (Furies de guillotine), «мегеры» (megeres) и «женщины-гарпии» (harpies femelles). Вместе с тем, «вязальщицы» продолжали участвовать в заседаниях Конвента, нарушая течение сессии аплодисментами или «дикими криками» (cris fеroces). По свидетельству историка Томаса Карлейля (Thomas Carlyle) (1795-1881): «В ноябре 1794 года от Рождества Христова – печальный канун для якобинцев – град камней с проклятиями летит в окна Якобинского клуба. Якобинки, знаменитые «вязальщицы» с вязальными спицами в руках, обращаются в бегство, но у дверей их встречает «золотая молодёжь» с «толпой в четыре тысячи человек», которые преследуют их с гиканьем, пинками, насмешками, секут их лозами самым скандальным образом, задрав юбки, пока они, доведённые до истерики, не успевают скрыться». Из самых знаменитых «вязальщиц» Революционной эпохи следует отметить Аспазию Карлемижелли (Aspasie Carlemigelli), ставшую одним из инициаторов расправы с депутатом Феро (Jean-Bertrand Feraud) (1759-1795) во время восстания 1-го прериаля III-го года (20 мая 1795 года).
среда, 21 марта 2012 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий