понедельник, 1 октября 2012 г.

Ланглуа (Jean-Charles Langlois, dit Colonel) Жан-Шарль (1789-1870)

Ланглуа (Jean-Charles Langlois, dit Colonel) Жан-Шарль (1789-1870) – французский офицер и батальный живописец, известный как «Полковник». Родился 22 июля 1789 года в Бомоне (Beaumont-en-Auge, Calvados), образование получил в Политехнической школе (Ecole Polytechnique) и в 1807 году поступил на военную службу суб-лейтенантом топографического бюро. Принимал участие в Далматской кампании 1807-1808 годов, Австрийской кампании 1809 года, Иллирийском походе 1810 года, Пиренейской войне 1811-1813 годов, Французской кампании 1814 года и Бельгийской кампании 1815 года, отличился в сражении при Ваграме (Wagram), при осаде Героны (Gerona) и в сражении при Ватерлоо (Waterloo), где исполнял обязанности адьютанта генерала Пети (Jean-Martin Petit) и был ранен. После второй Реставрации определён на половинное жалование, удалился в Бурж (Bourge) и приступил к обучению живописи, в 1817 году вернулся в Париж (Paris), где обучался в мастерской Ораса Верне (Emile-Jean-Horace Vernet) (1789-1863), ставшей очагом бонапартизма при новом режиме, а также посещал студии Антуана Гро (Antoine-Jean Gros) и Луи Жироде (Anne-Louis Girodet). В 1819 году благодаря заступничеству маршала Сен-Сира (Laurent Gouvion Saint-Cyr) возвратился к активной службе с назначением адьютантом последнего, участвовал в Испанской кампании 1823 года, в войне за независимость Греции (1828 год) и в экспедиции в Алжир (Algeria) в 1830 году. В 1832 году занял пост военного атташе при посольстве маршала Мэзона (Nicolas-Joseph Maison) в Санкт-Петербурге, где оставался до 1836 года, провёл углублённые исследования российской военной формы, мест сражений 1812 года, ландшафта французских и русских позиций, написал групповой портрет императора Николая I-го и его семьи, а также несколько портретов придворных сановников. Увлекался панорамной живописью и иллюзионистическими эффектами этого искусства – на Салоне (Salon de Paris) 1831 года выставил «Панораму Наваринского сражения», в 1833 году – «Панораму взятия Алжира», в 1835 году – панораму «Сражение под Москвой», вызвавшую восторг публики (30 августа 1835 года обозреватель газеты «Journal des Artistes» писал: «Зритель, находящийся в центре села Семеновского, сожженного русскими, является свидетелем генерального сражения и следит за всеми его перипетиями, обозревая перспективу. Я вижу перед собой, в то время как колокольни отдаленного села Бородино располагаются справа, одинокую фигуру Императора, стоящего впереди своего штаба на невысоком холме на краю Агницкого оврага. Отсюда он окидывает своим орлиным взором поле брани и руководит всеми боевыми действиями. Позади него до самой кромки горизонта тянутся ряды Старой и Молодой гвардии – великолепный резерв, в тот день не участвовавший в сражении, уступивший пехоте лавры грядущей победы. Справа и слева от Императора все другие воинские части решительно наступают на неприятеля. Со стороны Утицы я вижу корпус герцога д,Абрантеса, части генерала Понятовского, короля Неаполитанского и маршала Нея. Я угадываю путь, проделанный ими за утро, когда они гнали и теснили отступающего противника, и замечаю вдали маршала Нея, уже обходящего русских с левого фланга. Со стороны Бородино движется армейский корпус генерала Груши с великолепными дивизиями под командованием Брусье, Морана, Клапареда, Жерара, Латур-Мобура и Коленкура; он отбрасывает русских солдат за пределы села Семеновское. И, самое главное, я вижу там прославленный редут, столь доблестно взятый генералом Коленкуром, командиром 5-го полка кирасиров (этот подвиг стоил ему жизни), а также сотни артиллерийских орудий, обстреливавших русские войска два часа кряду и решивших исход сражения. На заднем плане русская армия обороняется с бесподобным мужеством, её отважная кавалерия предпринимает тщетные попытки вклиниться в каре пехоты. Поблизости, там, где русские кирасиры прорвали огневые позиции французов, завязалась страшная рукопашная схватка, но пехота, приходит на помощь, и атака отбита; всего лишь через час русские, продолжающие сражаться лишь для того, чтобы расчистить себе путь отступления, покинут поле брани, на котором оставят 50 000 своих соратников», в 1839 году – панораму «Пожар Москвы» (журнал «Le Moniteur Universal» от 29 июля 1840 года пишет «Позавчера большая толпа зевак заполнила подступы к национальной Панораме; дело было в том, что там проводилась встреча нескольких иностранных генералов и ряда сановников Империи. Было любопытно, но вместе с тем грустно смотреть на то, какие чувства испытывают старые солдаты перед лицом этой великой и ужасной страницы нашей военной истории, воссозданной господином Ланглуа с убедительной достоверностью. Следует также добавить, что с некоторых пор все, что было связано с Империей, стало предметом подлинного культа и всеобщего восхищения, быть может, несколько запоздалого, но тем не менее еще более искреннего и прочувствованного, чем прежде»), в 1843 году – «Панораму битвы при Эйлау» и в 1851 году – «Панораму сражения при Пирамидах». В 1840 году – полковник, в 1849 году вышел в отставку и полностью посвятил себя живописи, в 1855 году по приказу императора Наполеона III-го отправился вместе с молодым фотографом Мееденом (Leon-Eugene Mehedin) (1828-1905) в Крым, где последний сделал цикл фотографий, иллюстрирующих места боевых действий Крымской кампании, ставших основой «Панорамы осады Севастополя» (1865 год). Умер 24 марта 1870 года в Париже в возрасте 80 лет. Шевалье Почётного Легиона (1814 год). Автор батальных полотен «Пожар Москвы», «Сражение при Прейсиш-Эйлау», «Битва на Ниле», «Сражение при Монтеро», «Взятие Большого редута в сражении под Москвой» (1824 год), «Смоленское сражение» (1839 год), «Полоцкое сражение» (1843 год), «Сражение под Красным» (1841 год), «Сражение при Ваграме», «Переход через Березину» (1827 год) и «Битва при Седимане» (1822 год), в 1873 году семья Ланглуа завещала Музею изящных искусств Кана (Musee des Beaux-Arts de Caen) 256 картин и зарисовок военных сцен, большинство из которых погибли при бомбардировке Кана в 1944 году. Портрет офицера, написанный в 1876 году живописцем Эдуардом Кругом (Еdouard Krug) (1829-1901), является достоянием Музея изящных искусств Кана (Musеe des Beaux-Arts de Caen).
Bataille des Pyramides, attaque du camp turc, vers 1852
Bataille de Smolensk
Combat de Polotsk gagne par le general Gouvion-Saint-Cyr sur l,armee bavaroise, le 18 aout 1812
Bonaparte a la bataille des Pyramides
Bataille de Hoff, 6 fevrier 1807
L,incendie de Moscou, Napoleon quittant le Kremlin
Bataille de Montereau, 18 febrier 1814
Combat de Castalla, pres d,Alicante le 21 juillet 1812, 1837
Scene de la guerre, Espagne
Combat de Champaubert, 10 fevrier 1814 (charge des cuirassiers et dragons du marechal Marmont), 1840
Statue de Jean-Charles Langlois, par Louis-Emile Decorchemont (1851-1821), vers 1885, collection Ecole polytechnique

Комментариев нет:

Отправить комментарий