Ланглуа (Jean-Charles Langlois, dit Colonel) Жан-Шарль
(1789-1870) – французский офицер и батальный живописец, известный как
«Полковник». Родился 22 июля 1789 года в Бомоне (Beaumont-en-Auge, Calvados),
образование получил в Политехнической школе (Ecole Polytechnique) и в 1807 году поступил на военную службу
суб-лейтенантом топографического бюро. Принимал участие в Далматской кампании
1807-1808 годов, Австрийской кампании 1809 года, Иллирийском походе 1810 года, Пиренейской
войне 1811-1813 годов, Французской кампании 1814 года и Бельгийской кампании
1815 года, отличился в сражении при Ваграме (Wagram), при осаде Героны (Gerona) и в сражении при Ватерлоо (Waterloo), где исполнял обязанности
адьютанта генерала Пети (Jean-Martin Petit) и был
ранен. После второй Реставрации определён на половинное жалование, удалился в
Бурж (Bourge) и
приступил к обучению живописи, в 1817 году вернулся в Париж (Paris), где обучался в мастерской Ораса
Верне (Emile-Jean-Horace Vernet) (1789-1863), ставшей
очагом бонапартизма при новом режиме, а также посещал студии Антуана Гро (Antoine-Jean Gros) и Луи Жироде (Anne-Louis Girodet). В 1819 году благодаря
заступничеству маршала Сен-Сира (Laurent Gouvion Saint-Cyr) возвратился к активной службе с
назначением адьютантом последнего, участвовал в Испанской кампании 1823 года, в
войне за независимость Греции (1828 год) и в экспедиции в Алжир (Algeria) в 1830 году. В 1832
году занял пост военного атташе при посольстве маршала Мэзона (Nicolas-Joseph Maison) в Санкт-Петербурге, где
оставался до 1836 года, провёл углублённые исследования российской военной
формы, мест сражений 1812 года, ландшафта французских и русских позиций, написал
групповой портрет императора Николая I-го и его семьи, а также несколько портретов придворных
сановников. Увлекался панорамной живописью и иллюзионистическими эффектами
этого искусства – на Салоне (Salon de Paris)
1831 года выставил «Панораму Наваринского сражения», в 1833 году – «Панораму
взятия Алжира», в 1835 году – панораму «Сражение под Москвой», вызвавшую
восторг публики (30 августа 1835 года обозреватель газеты «Journal des Artistes» писал: «Зритель, находящийся в центре села
Семеновского, сожженного русскими, является свидетелем генерального сражения и
следит за всеми его перипетиями, обозревая перспективу. Я вижу перед собой, в
то время как колокольни отдаленного села Бородино располагаются справа, одинокую
фигуру Императора, стоящего впереди своего штаба на невысоком холме на краю
Агницкого оврага. Отсюда он окидывает своим орлиным взором поле брани и
руководит всеми боевыми действиями. Позади него до самой кромки горизонта
тянутся ряды Старой и Молодой гвардии – великолепный резерв, в тот день не
участвовавший в сражении, уступивший пехоте лавры грядущей победы. Справа и
слева от Императора все другие воинские части решительно наступают на
неприятеля. Со стороны Утицы я вижу корпус герцога д,Абрантеса, части генерала
Понятовского, короля Неаполитанского и маршала Нея. Я угадываю путь,
проделанный ими за утро, когда они гнали и теснили отступающего противника, и
замечаю вдали маршала Нея, уже обходящего русских с левого фланга. Со стороны
Бородино движется армейский корпус генерала Груши с великолепными дивизиями под
командованием Брусье, Морана, Клапареда, Жерара, Латур-Мобура и Коленкура; он
отбрасывает русских солдат за пределы села Семеновское. И, самое главное, я
вижу там прославленный редут, столь доблестно взятый генералом Коленкуром,
командиром 5-го полка кирасиров (этот подвиг стоил ему жизни), а также сотни
артиллерийских орудий, обстреливавших русские войска два часа кряду и решивших
исход сражения. На заднем плане русская армия обороняется с бесподобным
мужеством, её отважная кавалерия предпринимает тщетные попытки вклиниться в
каре пехоты. Поблизости, там, где русские кирасиры прорвали огневые позиции
французов, завязалась страшная рукопашная схватка, но пехота, приходит на
помощь, и атака отбита; всего лишь через час русские, продолжающие сражаться
лишь для того, чтобы расчистить себе путь отступления, покинут поле брани, на
котором оставят 50 000 своих соратников», в 1839 году – панораму «Пожар
Москвы» (журнал «Le Moniteur Universal»
от 29 июля 1840 года пишет «Позавчера большая толпа зевак заполнила подступы к
национальной Панораме; дело было в том, что там проводилась встреча нескольких
иностранных генералов и ряда сановников Империи. Было любопытно, но вместе с
тем грустно смотреть на то, какие чувства испытывают старые солдаты перед лицом
этой великой и ужасной страницы нашей военной истории, воссозданной господином
Ланглуа с убедительной достоверностью. Следует также добавить, что с некоторых
пор все, что было связано с Империей, стало предметом подлинного культа и
всеобщего восхищения, быть может, несколько запоздалого, но тем не менее еще
более искреннего и прочувствованного, чем прежде»), в 1843 году – «Панораму
битвы при Эйлау» и в 1851 году – «Панораму сражения при Пирамидах». В 1840 году
– полковник, в 1849 году вышел в отставку и полностью посвятил себя живописи, в
1855 году по приказу императора Наполеона III-го отправился вместе с молодым фотографом Мееденом (Leon-Eugene Mehedin) (1828-1905) в Крым,
где последний сделал цикл фотографий, иллюстрирующих места боевых действий
Крымской кампании, ставших основой «Панорамы осады Севастополя» (1865 год). Умер
24 марта 1870 года в Париже в возрасте 80 лет. Шевалье Почётного Легиона (1814
год). Автор батальных полотен «Пожар Москвы», «Сражение при Прейсиш-Эйлау»,
«Битва на Ниле», «Сражение при Монтеро», «Взятие Большого редута в сражении под
Москвой» (1824 год), «Смоленское сражение» (1839 год), «Полоцкое сражение»
(1843 год), «Сражение под Красным» (1841 год), «Сражение при Ваграме», «Переход
через Березину» (1827 год) и «Битва при Седимане» (1822 год), в 1873 году семья
Ланглуа завещала Музею изящных искусств Кана (Musee des Beaux-Arts de Caen) 256 картин и зарисовок
военных сцен, большинство из которых погибли при бомбардировке Кана в 1944
году. Портрет офицера, написанный в 1876 году живописцем
Эдуардом Кругом (Еdouard Krug) (1829-1901), является достоянием Музея изящных искусств
Кана (Musеe des Beaux-Arts de
Caen).
Bataille des
Pyramides, attaque du camp turc, vers 1852
|
Bataille de
Smolensk
|
Combat de
Polotsk gagne par le general Gouvion-Saint-Cyr sur l,armee bavaroise, le 18 aout
1812
|
Bonaparte a la bataille
des Pyramides
|
Bataille de Hoff,
6 fevrier 1807
|
L,incendie de
Moscou, Napoleon quittant le Kremlin
|
Bataille de
Montereau, 18 febrier 1814
|
Combat de Castalla,
pres d,Alicante le 21 juillet 1812, 1837
|
Scene de la
guerre, Espagne
|
Combat de Champaubert,
10 fevrier 1814 (charge des cuirassiers et dragons du marechal Marmont), 1840
|
Statue de
Jean-Charles Langlois, par Louis-Emile Decorchemont (1851-1821), vers 1885,
collection Ecole polytechnique
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий