понедельник, 15 апреля 2013 г.

Верещагин Василий Васильевич (1842-1904)

Верещагин Василий Васильевич (1842-1904) – русский живописец-баталист, литератор и мемуарист. Родился 14 октября 1842 года в городе Череповце Новгородской губернии в семье помещика, происходил из дворян, в 1850 году в возрасте восьми лет поступил в Александровский кадетский корпус, по окончании которого в 1853 году перевёлся в Петербургский Морской кадетский корпус (окончил в 1860 году). С 1858 года учился в Рисовальной школе Санкт-Петербургского Общества поощрения художников, в 1860 году подал в отставку с морской службы и поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств и в 1863 году уехал на Кавказ, чтобы «на свободе и просторе на интересных предметах учиться». В 1864-1865 годах занимался живописью в Париже (Paris) в мастерской Жерома (Jerome), участвовал в боевых действиях 1867-1870 годов в Туркестане, за оборону Самаркандской крепости награждён 14 августа 1868 года орденом Святого Георгия 4-го класса (« В воздаяние за отличие, оказанное во время обороны цитадели Самарканда с 2-го по 8-е июня 1868 года»), в качестве адьютанта главнокомандующего Дунайской армией с правом свободного передвижения по войскам (но без казённого содержания) находился при действующей армии в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 годов, в одном из сражений был тяжело ранен и едва не погиб), много путешествовал по России, странам Европы, Азии и Америки. С началом русско-турецкой войны 1904-1905 годов отправился на Дальний Восток и погиб 31 марта 1904 года в возрасте 61 года при взрыве броненосца «Петропаловск», напоровшегося на вражескую мину на рейде Порт-Артура. Автор живописной серии «1812 год» (более 20 полотен с 1887 по 1901 год): «Не замай – дай подойти!»; «С оружием в руках – расстрелять!»; «В штыки! Ура! Ура!»; «В Кремле пожар»; «В Успенском соборе»; «Маршал Даву в Чудовом монастыре»; «В Городне – пробиваться или отступать?»; «На этапе. Дурные вести из Франции»; «На большой дороге. Отступление. Бегство»; «Перед Москвой в ожидании депутации бояр»; «В Петровском дворце»; «Зарево Замоскворечья»; «Ночной привал Великой Армии»; «Наполеон на Бородинских высотах»; «Поджигатели»; «Конец Бородинского боя»; «Сквозь пожар»; «Наполеон и Лористон»; «На морозе». Помимо этого, оставил ряд незаконченных картин, этюдов и набросков о событиях 1812 года. Автор двух книг о войне 1812 года: «1812 год» и каталог с пояснениями к картинам «Наполеон I-й в России». Портрет Василия Васильевича, написанный в 1883 году живописцем Иваном Николаевичем Крамским (1837-1887), является достоянием Государственной Третьяковской галереи.

Наполеон на Бородинских высотах.

Возвращение из Петровского дворца.

В Петровском дворце (в ожидании мира).

Маршал Даву в Чудовом монастыре.

Наполеон и Лористон - мир во что бы то ни стало.

На этапе - дурные вести из Франции.

В Городне, пробиваться или отступать.

С оружием в руках - расстрелять!

На большой дороге - отступление, бегство.

Ночной привал Великой Армии.

Наполеон в зимнем одеянии.

В штыки! Ура! Ура!

Не замай, дай подойти!

Перед Москвой, ожидание депутации бояр.

В Успенском соборе.

Конец Бородинского сражения.

Поджигатели, расстрел в Кремле.

В Кремле - пожар.

Зарево Замоскворечья.

Сквозь пожар.

Комментариев нет:

Отправить комментарий