суббота, 28 марта 2015 г.

Пуаро (Louise Poireau) Луиза (1774- )

Пуаро (Louise Poireau) Луиза (1774- ) – французская певица, известная как «Мадам Шевалье» (Madame Chevalier). Родилась в 1774 году в Лионе (Lyon), в 1791 году дебютировала на местной сцене и сразу покорила зрителей глубиной голоса и огромным обаянием, в 1792 году вышла замуж за балетмейстера Пьера Шевалье-Пейкама (Pierre Chevalier-Peicam), вместе с которым перебралась в Париж (Paris). Дебютировала на сцене Парижской оперы (Opera de Paris) в комической пьесе Родольфа Крейцера (Rodolphe Kreutzer) (1766-1831) «Поль и Виргиния» (Paul et Virginie) и быстро заслужила славу одной из лучших комических исполнительниц, в 1793 году принимала активное участие в Празднике Разума (Fete de la Raison), а после государственного переворота 9 термидора II-го года (27 июля 1794 года) и падения Робеспьера (Maximilien Robespierre) была арестована и некоторое время оставалась в заключении, после чего эмигрировала в Гамбург (Hambourg). В 1798 году вместе с мужем и младшим братом, балетным танцовщиком Огюстом (Auguste Poireau) (1780-1844) перебралась по приглашению директора Петербургской императорской труппы князя Николая Борисовича Юсупова (1750-1831) в Санкт-Петербург (по контракту гонорар определялся в 7 000 рублей и до неё такого жалования не получал в труппе никто). 17 июня 1798 года дебютировал в Павловске в комической опере композитора Николя д,Алейрака (Nicolas d,Alayrac) (1753-1809) «Рено д,Аст» и после концерта была приглашена на торжественный ужин с Императором Павлом I-м и его супругой Марией Фёдоровной в Итальянском зале, где была замечена гофмейстером графом Иваном Павловичем Кутайсовым (1759-1834). Вскоре стала мэтрессой последнего и за счёт этого приобрела заметное влияние в обществе – по свидетельству журналиста Николая Ивановича Греча (1787-1867): «К ней прибегали за протекцией и получали ее за надлежащую плату. Муж ее сидел в передней и докладывал о приходящих. Она принимала их как королева. Одно слово ее Кутайсову, записочка Кутайсова к генерал-прокурору или к другому сановнику, и дело решалось в пользу щедрого дателя». 25 июня 1798 году на сцене Большого Каменного театра сыграла в комической опере «Алексис и Жюстина», которая сделала небывалый сбор – 1 287 рублей. После выступления в Эрмитажном театре стала фавориткой Павла I-го и сумела сохранить отношения с обоими любовниками - в «Записках» Филиппа Филипповича Вигеля (1786-1856) читаем: «Привязанность графа Кутайсова, женатого человека и отца семейства, к Мадам Шевалье и щедрость его к ней казались многим весьма извинительными; но влияние ее на дела посредством сего временщика, продажное ее покровительство, раздача мест за деньги всех возмущали. Уверяли, будто Кутайсов ее любовью делился с господином своим Павлом I-м, будто она была прислана сюда с секретными поручениями от Бонапарта, что подвержено сомнению, ибо он был ещё в Египте, когда она в Россию приехала; но впоследствии, будучи уже Первым консулом Республики, мог он употребить ее как тайного агента. Как бы то ни было, но она почиталась одною из сильных властей государственных; царедворцы старались ей угождать, а об ней, о муже её, плохом балетмейстере, и о брате её, танцовщике Огюсте, говорили как о знатном семействе; а когда она в гордости своей воспротивилась браку сего Огюста с дочерью актера Фрожера, то находили сие весьма естественным. Она все реже и реже стала являться публике, как бы гнушаясь городским обществом и сберегая прелести лица своего и таланта для одного двора, на театре Эрмитажа. Следующей зимою пожаловали мужа её прямо коллежским асессором; тогда её высокоблагородие, говорят, совсем перестала показываться. Также упоминают о возможной склонности мадам к наследнику Александру: «Желая объяснить ту строгость, с какою император поступил с князем Александром Голицыным, распространили слух, будто это он содействовал интриге между Великим князем и Мадам Шевалье. Эта актриса, фаворитка Кутайсова, действительно чрезвычайно ухаживала за великим князем, так что он, прельщенный её красотой и грацией, склонялся ко взаимности. Предполагали, будто князю поручено было вести эту интригу и что Кутайсов, из ревности, будучи не в состоянии отомстить самому Александру, отплатил за все его комиссионеру». 30 апреля 1799 года в качестве примадонны французской труппы сыграла в опере Джузеппу Сарти (Giuseppe Sarti) (1729-1802) «Индейская семья в Англии» (La Famille indienne en Angleterre), а 10 марта 1801 года (за день до убийства Павла I-го) выступала в Михайловском замке. После смерти Императора в особняк Мадам Шевалье явились утром 12 марта офицеры во главе с плац-майором Иваном Саввичем Горголи (1773-1862), которые по приказу графа Петра Алексеевича Палена (Peter Ludwig von der Pahlen) (1745-1826) искали у неё Кутайсова и бумаги, свидетельствующие об её связи с Первым консулом. Спустя два дня Мадам Шевалье получила предписание покинуть пределы Российской Империи, удалилась в Германию и более на сцене не выступала. От связи с графом Кутайсовым имела дочь и по воспоминаниям Николая Ивановича Греча: «Я увидел её случайно в 1817 году, не зная, кто она. С троюродным братом моим заехал я на пути из Швейцарии в Висбаден. У госпожи Гризар нашли мы двух дам, одну пожилую, другую молоденькую. Я отвечал ей, не догадываясь, но и не смел спросить, кто она. На лице ее видны были признаки красоты необыкновенной: умная улыбка, прекрасные глаза, приятный голос, беленькие ручки - все говорило в ее пользу. У дочери же ее был орлиный нос и восточный облик лица, как у турчанки. И в ту же минуту догадался я, что это должна быть недавняя владычица России! Брат её сказывал мне впоследствии, что она постриглась и вела строгую жизнь в одном дрезденском монастыре». 
Мадам Шевалье в роли Вирджинии, 1792 год

Комментариев нет:

Отправить комментарий