среда, 28 октября 2015 г.

Мэйтланд (Sir Frederick Lewis Maitland) Фредерик Льюис, сэр (1777-1839)

Мэйтланд (Sir Frederick Lewis Maitland) Фредерик Льюис, сэр (1777-1839) – британский контр-адмирал Красного Флага (10 января 1837 года), племянник генерала Александра Мэйтланда (Sir Alexander Maitland, 1st Baronet) (1728-1820) и кузен генерала Фредерика Мэйтланда (Frederick Maitland) (1763-1848). Родился 7 сентября 1777 года в Ранкейлуре (Rankeilour, Fife, Scotland) в семье контр-адмирала Фредерика Льюиса Мэйтланда (Frederick Lewis Maitland of Rankeillour) (1730-1786) и его супруги Маргарет Дик (Margaret Dick) ( -1825), образование получил в Королевской Средней Школе Эдинбурга (Royal High School, Edinburgh), после чего поступил на службу в Королевский флот (Royal Navy) с назначением на борт военного шлюпа «Martin» капитана Джорджа Даффа (George Duff) (1764-1805), в 1794 году переведён на 32-пушечный фрегат «Southampton» и под командой капитана Форбса (Robert Forbes) отличился в сражении Славного Первого Июня (Glorious First of June). 3 апреля 1795 года – лейтенант 32-пушечного фрегата «Andromeda», в том же году переведён на 74-пушечный линейный корабль «Venerable», флагман адмирала Дункана (Adam Duncan) на Северном море, а в апреле 1797 года назначен командиром 18-пушечного шлюпа «Kingfisher» в составе Средиземноморской эскадры адмирала Джервиса (John Jervis, 1st Earl of St Vincent) (1735-1823), отличился при захвате неприятельских каперов, но в конце 1798 года предстал перед Военным трибуналом (Court-martial) за потерю своего шлюпа, затонувшего 3 декабря 1798 года в Тахо (Tagus). Был оправдан и направлен в Гибралтар (Gibraltar) в качестве флаг-лейтенанта адмирала Джервиса, 7 июля 1799 года возглавил катер «Penelope», назначенный для разведки положения неприятельского флота в Средиземном море, на следующий день был захвачен испанцами, доставлен в Кадис (Cadiz) и после аудиенции у адмирала Мазарредо (Don Jose de Mazarredo-y-Salazar de Munatones Cortazar) (1745-1812) возвращён в Гибралтар. 14 июня 1799 года – коммодор, командир 18-пушечного шлюпа «Cameleon», в составе морского эскадрона капитана Смита (Sir Sidney Smith) (1764-1840) крейсировал у Египетского побережья вплоть до подписания соглашения в Аль-Арише (Al-Arish) 24 января 1800 года. В 1801 году – командир 64-пушечного линейного корабля «Wassenar» на Мальте (Malta), волонтёром присоединился к экспедиции генерала Аберкромби (Sir Ralph Abercrombie) и командовал судами, прикрывающими высадку армии в Египте, отличился в сражении 21 марта 1801 года при Александрии (Alexandria), за что награждён чином капитана с назначением командиром 74-пушечного линейного корабля «Dragon», в августе 1801 года возглавил 36-рушечный фрегат «Carrere», на борту которого возвратился в Англию. после возобновления боевых действий в 1803 году назначен командиром 38-пушечного фрегата «Loire», крейсировал у западного побережья Франции и северного побережья Испании, захватил значительное число неприятельских каперов и уничтожил несколько береговых батарей, отличился в морском сражении 4 июня 1805 года в Заливе Мурос (Muros Bay), за что награждён почётной шпагой от Патриотического Фонда (Patriotic Fund), участвовал в захвате французского фрегата «Libre» 24 декабря 1805 года. В ноябре 1806 года – командир 36-пушечного фрегата «Emerald», в апреле 1809 года отличился в боевых действиях у острова Экс (Ile d,Aix), в 1813 году – командир 58-пушечного фрегата «Goliath» в Галифаксе (Halifax), в мае 1815 года назначен командиром 74-пушечного линейного корабля «Bellerophon» с приказом наблюдать за французским флотом в гавани Рошфора (Rochefort), после получения известий о разгроме при Ватерлоо (Waterloo) перекрыл порты Рошфора, Бордо (Bordeaux) и Аркахона (Arcachon), чтобы не дать Императору возможность укрыться в Америке. 21 июня 1815 года Наполеон прибыл в Париж и, не получив поддержки от Палаты пэров и Палаты депутатов, отрёкся 23 июня от престола в пользу своего сына и 29 июня прибыл в Рошфор, где 10 июля вступил в переговоры с Мэйтландом – последний отказался пропустить его в Америку, но предложил отправиться вместе с ним в Англию. 15 июля Император в сопровождении генералов Савари (Anne-Jean-Marie-Rene Savary, Duc de Rovigo), Лальманя (Charles-Francois-Antoine Lallemand), Бертрана (Henri-Gratien Bertrand) и Монтолона (Charles-Tristan de Montholon), графа Лас-Каза (Marie-Joseph-Emmanuel-Augustin-Dieudonne-Joseph, comte de Las Cases), девяти офицеров и 39 слуг взошёл на борт «Bellerophon», после чего корабль отплыл в Англию, причём капитан Мэйтланд предоставил ссыльному монарху свою каюту. 24 июля «Bellerophon» прибыл к Дармуту (Darmouth) и 26 июля получил приказ следовать на Плимутский рейд, 31 июля посольство в составе адмирала лорда Кейта (George Keith) и генерал-майора Генри Банбери (Sir Henry Edward Bunbury) обьявило Наполеону решение Парламента о его ссылке на остров Святой Елены (Sainte-Helene) и ввиду несогласия последнего с этим решением, «Bellerophon» был поставлен под охрану двух британских фрегатов, а 7 августа адмирал Кейт на своём катере перевёз Императора и его спутников на борт 74-пушечного линейного корабля «Нортумберленд» (Northumberland). В октябре 1818 года Мэйтланд возглавил 74-пушечный линейный корабль «Vengeur» и в 1819 году отплыл в Южную Америку, в 1820 году доставил Лорда Бересфорда (Lord George Beresford) из Рио-де-Жанейро (Rio de Janeiro) в Лиссабон (Lisbon), затем направился в Средиземное море и в декабре того же года сопровождал короля Обеих Сицилий Фердинанда I-го из Неаполя (Naples) в Ливорно (Livorno). После возвращения в Англию назначен командиром 74-пушечного линейного корабля «Genoa» в Портсмуте (Portsmouth), с 1827 по 1830 год командовал 74-пушечным линейным кораблём «Wellesley» в Средиземном море, 22 июля 1830 года – контр-адмирал Синего Флага, в 1832 году занял пост суперинтенданта верфи Портсмута, 10 января 1837 года – контр-адмирал Красного Флага, в июле 1837 года – главнокомандующий Ост-Индии и Китайской станции (East Indies and China Station). Умер 30 ноября 1839 года в возрасте 62 лет на борту своего флагмана «Wellesley» на рейде Бомбея (Bombay). Кавалер ордена Бани (1815 год), Коммандор ордена Бани (17 ноября 1830 года), Коммандор неаполитанского ордена Святого Фердинанда (1820 год). С апреля 1804 года был женат на Кэтрин Коннер (Catherine Conner) ( -1865). Портрет адмирала написан в 1815 году живописцем Самуэлем Вудфордом (Samuel Woodforde) (1763-1817). 
«Napoleon aboard the Bellerophon» by Sir Charles Lock Eastlake (1793-1865), National Maritime Museum, Greenwich

Комментариев нет:

Отправить комментарий