вторник, 3 ноября 2015 г.

Вельяшев Александр Петрович (1785-1826)

Вельяшев Александр Петрович (1785-1826) – генерал-майор (30 апреля 1816 года), инженер путей сообщения. Родился 1 мая 1785 года в семье помещика, отставного секунд-майора Петра Андриановича Вельяшева, происходил из дворян Инсарского уезда Пензенской губернии, в службе с 1801 года, в качестве директора военных сооружений Корпуса путей сообщения принимал участие в боевых действиях Отечественной войны 1812 года. 30 апреля 1816 года – генерал-майор, в 1816-1821 годах руководил начальным этапом строительства государственного шоссе Москва-Петербург, в конце 1818 года отстранён от должности по обвинению в злоупотреблениях и «чрезмерном им хлебосольстве за счёт тайно и даже открыто делаемых приобретений», но сумел оправдаться и решением Комитета министров от 11 февраля 1819 года возвратился к руководству строительством, после смерти 30 ноября 1818 года инженер-генерала Франца Павловича де Воллана (Francois Sainte de Wollant) (1752-1818) назначен временным управляющим Ведомства путей сообщения, 1 апреля 1819 года передал полномочия генерал-лейтенанту Августину Августиновичу Бетанкуру (Agustin Jose de Betancourt-y-Molina) (1758-1824) и на совещании 12 апреля 1819 года зачитал некролог по случаю кончины генерала де Воллана («Ушёл из жизни, возглавлявший Главное управление путей сообщения с 1812 по 1818 год генерал Франсуа де Воллан. Выходец из Голландии, он в 1787 году был принят на службу в русскую армию. В 1810 гду за заслуги перед нашим Отечеством был произведён в инженер-генералы. Под его руководством учреждена Главная гидротехническая школа. Он автор и строитель города и морского порта Одессы. Комитет путей сообщения скорбит о безвременной утрате. Прошу, господа, почтить его память минутой молчания»), а также поздравления новому руководителю («Господа, вы знаете, что распоряжением Государя императора, Главным директором путей сообщения и членом Комитета министров от 31 марта 1819 года назначен генерал-лейтенант Бетанкур. Следует, господа, поздравить Августина Августиновича и нас самих с сим назначением»). Вместе с тем, вместе с председателем Комиссии проектов и смет Главного управления путей сообщения инженер-генералом Львом Львовичем Карбонье (Louis-Barthеlеmy Carbonnier d,Arsit de Gragnac) (1770-1836) выступал одним из основных недоброжелателей генерала Бетанкура и в ноябре 1821 года подал на имя императора Александра I-го (1777-1825) «Записку о некоторых делах Главного Управления Путей сообщения, побудивших генерал-майоров Льва Львовича Карбоньера и Александра Петровича Вельяшева подать мнение о необходимости обревизовать дела сего Управления», в которой обвинял Бетанкура в нерачительном расходовании государственных денежных средств, употребляемых на строительство Макарьевской ярмарки в Нижнем Новгороде, что в значительной степени повлияло на отставку последнего 2 августа 1822 года. 4 февраля 1819 года – член Совета Ведомства путей сообщения, 24 декабря 1821 года – генеральный инспектор Совета Ведомства путей сообщения, 1 сентября 1822 года – руководитель Департамента путей сообщения. Умер 30 марта 1826 года в Санкт-Петербурге в возрасте 40 лет, похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Награждён орденами Святого Иоанна Иерусалимского, Святой Анны 1-й степени (8 апреля 1820 года), Святого Владимира 3-й степени, а также дворянской бронзовой медалью «В память Отечественной войны 1812 года», автор работы «Описание праздника, даннаго в Москве 19 мая 1814 года обществом благородных людей, по случаю взятия российскими войсками Парижа и щастливых произшествий, последовавших за занятием сей столицы» (1814 год). Миниатюрный портрет генерала написан живописцем Петром Осиповичем Росси (Pierre de Rossi) (1789-1831).

Комментариев нет:

Отправить комментарий