четверг, 27 октября 2016 г.

Мори (Jean-Siffrein Maury) Жан-Сифрэн (1746-1817)

Мори (Jean-Siffrein Maury) Жан-Сифрэн (1746-1817) – граф Империи (3 февраля 1814 года), французский кардинал, архиепископ Парижа (Paris), литератор и политический оратор. Родился 26 июня 1746 года в Вореа (Vaurеas, Сomtat Vеnaissin, Etats pontificaux) в семье сапожника, получил образование в семинарии Святого Карла в Авиньоне (Seminaire Saint-Charles a Avignon), в 1766 году в возрасте 20 лет перебрался в Париж (Paris) и в следующем году назначен иподиаконом в Мо (Meaux), в 1769 году рукоположен в священники, в 1771 году опубликовал работу «Еloge de Fenelon», с благосклонностью принятую Французской Академией (Academie francaise). В 1772 году его «Panеgyrique de Saint-Louis», представленный перед Академией, имел успех и доставил ему сан епископа Ломбеза (Lombez), в 1777 году издал работы «Discours choisis» и «Essai sur l,eloquence de la chaire», ставшие французской классикой, был призван проповедовать королю в Версале (Versaille). В 1781 году – настоятель монастыря Лигон-ан-Сантерр (Prieur de Lihons-en-Santerre) епархии Нойона (Noyon), 27 января 1785 года избран членом Французской Академии, заменив в этом качестве поэта маркиза де Помпиньяна (Jean-Jacques Lefranc, Marquis de Pompignan) (1709-1784). В 1789 году избран депутатом Генеральных штатов (Etats geheraux) от духовенства бальяжа Перонн (Bailliage de Peronne), упорно защищал интересы духовенства и дворянства, выступал против эмансипации евреев, принимал активное участие в дебатах Учредительного собрания (Assemblee constituante), протестовал против Гражданской Конституции духовенства (Constitution civile du clerge) и против отчуждения церковной собственности (его жизнь часто была в опасности, но всегда спасало остроумие – говорили, что «одна острота Мори хранит его целый месяц»). В 1792 году эмигрировал в Кобленц (Coblence), затем в Рим (Rome), где был назван «мучеником церкви», 1 мая 1792 года посвящён в титулярные (in partibus) архиепископы Никеи (Nicee) и назначен посланником папского двора во Франкфурт-на-Майне (Francfort-sur-Main), в 1794 году – кардинал, титулярный епископ Монтефиасконе (Montefiascone) и Корнето (Corneto). При приближении французских войск в 1798 году бежал в Венецию (Venice), а затем в Санкт-Петербург, в 1799 году возвратился в Рим в качестве посланника короля Людовика XVIII-го, принимал активное участие в конклаве 1799-1800 годов, избравшего папой Пия VII-го (Barnaba Niccolо Maria Luigi Chiaramonti) (1742-1823). В 1804 году написал письмо Наполеону I-му, поздравляя последнего с восстановлением религиозного культа во Франции, в 1806 году вернулся на родину, был назначен сенатором, капелланом короля Вестфалии Жерома Бонапарта (Jerome Bonaparte) и восстановлен в Академии. В 1810 году – архиепископ Парижа (Пий VII-й, заключённый в Савоне (Savone), приказал ему отказаться от исполнения обязанностей, но получил отказ), активно поддерживал политику Императора в своих пастырских посланиях и проповедях. При первой Реставрации в 1814 году изгнан со всех постов и сослан в Рим, где был арестован и провёл полгода в тюрьме замка Святого Анджело (Chateau Saint-Ange) за неповиновение папским приказам. Умер от болезни, полученной в застенках, 10 мая 1817 года в Риме в возрасте 70 лет. Остался в истории как храбрый сторонник Людовика XVI-го, бесстрашный защитник интересов церкви и замечательный оратор, чьё остроумие и красноречие сделали его достойным конкурентом графа Мирабо (Honore-Gabriel-Riquetti de Mirabeau) (1749-1791). Автор работ: «Еloge du roi Stanislas le Bienfaisant» (1766 год), «Еloge funеbre de Monseigneur le Dauphin» (1766 год), «Еloge de Charles V, roi de France» (1767 год), «Discours sur les avantages de la paix» (1767 год), «Еloge de Fenelon» (1771 год), «Panеgyrique de Saint-Louis» (1772 год), «Panеgyrique de Saint-Augustin» (1775 год), «Essai sur l,еloquence de la chaire» (1777 год) и «Panеgyrique de Saint-Vincent de Paul» (1785 год). Портрет кардинала, написанный в 1791 году живописцем Бернаром (Jean-Charles-Augustin Bernard) (1756-1829), является достоянием Музея Ниора (Musee Bernard d,Agesci, Niort). 

Комментариев нет:

Отправить комментарий