вторник, 3 января 2017 г.

Сморгонь

Сморгонь – местечко Ошмянского уезда Виленской губернии. Вскоре после Березинской переправы, Наполеон, получивший известия о заговоре генерала Мале (Claude-Francois Malet) (1754-1812) и тягостном настроении, царящем в Париже (Paris), принял решение оставить армию и как можно быстрее возвратиться в столицу. 23 ноября (5 декабря) 1812 года Император прибыл в Сморгонь и, собрав представителей высшего командования Великой Армии (Grande Armee) – неаполитанского короля Мюрата (Joachim Murat), вице-короля Италии Евгения де Богарне (Eugene de Beauharnais), маршалов Бессьера (Jean-Baptiste Bessieres), Даву (Louis-Nicolas Davout), Лефевра (Francois-Joseph Lefebvre), Мортье (Adolphe-Edouard-Casimir-Joseph Mortier) и Нея (Michel Ney), объявил им о своём решении возвратиться в Париж. Командование армией было возложено на неаполитанского короля с приказом сосредоточить все боеспособные части у Вильно, удержать город и расположиться там на зимние квартиры, австрийский корпус князя Шварценберга (Karl Philipp zu Schwarzenberg) (1771-1820) был направлен к Неману для прикрытия Бреста, Гродно и Варшавы (маршалы Бертье (Louis-Alexandre Berthier) и Мюрат получили распоряжение сообщить армии об отъезде Императора не ранее чем через пять дней). В 11 часов вечера того же дня Наполеон выехал из Сморгони по Ошмянскому тракту, его сопровождали гофмаршал Дюрок (Geraud-Christophe-Michel Du Roc de Brion, dit Duroc) (1772-1813), генералы Коленкур (Armand-Augustin-Louis de Caulaincourt) (1772-1827) и Мутон (Georges Mouton de Lobau) (1770-1838), а также небольшой конвой гвардейских егерей. Из воспоминаний лейтенанта 1-й полка шеволежёров-улан Императорской гвардии (1er Regiment de Chevau-legers Lanciers de la Garde Imperiale) графа Станислава Дунин-Вонсовича (Stanislaw Dunin-Wasowicz) (1785-1864): «Поезд состоял из дормеза, двух колясок и одних саней. В санях, что, расчищая дорогу, двигались впереди, был возница и я сам. Наполеон ехал в первой карете вместе с генералом Коленкуром и мамелюком Рустамом на козлах, в двух следующих находились генералы Дюрок, Лефевр-Денуэтт (Charles Lefebvre-Desnouettes) (1773-1822) и граф Лобау, камердинеры и денщики. Эскорт составлял эскадрон из 30 гвардейских конных егерей. Ночь была очень холодной, мороз достигал 33 градусов. Около часа ночи 6 декабря мы прибыли в Ошмяны, где Императору доложили о недавнем нападении на город русских партизан и что дорога впереди может быть ими перехвачена. Все генералы советовали ему не подвергаться явной опасности и просили переждать хотя бы до утра. Отвергнув этот совет, Наполеон рассмотрел внимательно свою карту Литвы и дал команду двигаться дальше. В два часа ночи, сменив эскорт (гвардейские польские уланы и неаполитанская кавалерия), кортеж Императора выехал из Ошмян. Нам посчастливилось миновать казаков, которые из-за сильного мороза сошли с дороги и грелись у костров, и уже вскоре в Медниках монарха встретил императорский министр иностранных дел Бассано». 24 ноября (6 декабря) 1812 года кортеж прибыл в Вильно, где были поменяны лошади, а затем отбыл в Ковно; через двое суток, вследствие глубокого снега, кареты пришлось оставить и пересесть в сани. Спустя 12 дней путешествия кортеж ночью 18 декабря 1812 года прибыл в Тюильри (Tuilleries). 

Наполеон на Ошмянском тракте, работа Виктора Викентьевича Мазуровского (1859-1944)

Работа Ежи Коссака (Jerzy Kossak) (1886-1955)
Работа Дейва Морсека (Dave Morseque)

Работа Яна Владислава Хельминского (Jan Wladislaw Chelminski) (1851-1925)

Комментариев нет:

Отправить комментарий