вторник, 6 февраля 2018 г.

Бок Егор Егорович (Georg Johann Karl Heinrich Johann von Bock) (1791-1872)

Бок Егор Егорович (Georg Johann Karl Heinrich Johann von Bock) (1791-1872) – барон фон Бок (Freiherr von Bock), офицер российской службы, младший брат полковника Тимофея Егоровича фон Бока (Timotheus Eberhard von Bock) (1787-1836). Родился 30 июня 1791 года в Риге (Riga, Lifland) в семье помещика Георга Карла Генриха Георга фон Бока (Georg Karl Heinrich Georg von Bock) (1758-1812) и его супруги Катарины Маргареты Беренс фон Раутенфельд (Katharina Margaretha Berens von Rautenfeld) (1770-1795), происходил из дворян Лифляндской губернии. В 1812 году в чине подпоручика лейб-гвардии Семёновского полка состоял адьютантом генерала от инфантерии Михаила Богдановича Барклая де Толли (Michael Andreas Barclay de Tolly) (1757-1818), о поведении фон Бока на Бородинском поле свидетельствует Иван Дмитриевич Якушкин (1793-1857) в своих воспоминаниях «Записки, статьи, письма декабриста Якушкина»: «Трубецкому пришла мысль подшутить над Боком, известным трусом в Семёновском полку, он подошёл к нему сзади и бросил в него ком земли, Бок с испугу упал». 20 сентября 1812 года после отбытия Барклая де Толли от армии вернулся в полк, 27 сентября назначен адьютантом генерала от инфантерии Михаила Андреевича Милорадовича (1771-1825), участвовал в сражениях под Вязьмой и Красном, 23 ноября 1812 года отчислен к полку. В 1813 году – штабс-капитан Семёновского полка, участвовал в Заграничных походах 1813-1814 годов, сражался при Люцене (Lutzen), Бауцене (Bautzen), Кульме (Kulm) и Лейпциге (Leipzig), произведён в капитаны, Павел Сергеевич Пущин (1785-1865) свидетельствует в своём «Дневнике, 1812-1814»: «11 января 1814 года. Воскресенье. На местах. Один из наших офицеров по фамилии Бок, на которого с самого Бородинского сражения все в полку смотрели как на труса, подвергался всегда всеобщему презрению. Впрочем, очень хорошо воспитанный, этот молодой человек выжидал только случая отомстить публично тем, кого он считал самыми отчаянными своими преследователями. Квартируя в Лавернуа, он выбрал время, когда все офицеры собрались ко мне обедать, появился нахально между нами, чтобы громко назвать двух или трех заклятых своих врагов, которых он узнал в собрании. Эта дерзость рассердила всех, и в мгновение ока невольно все без исключения офицеры приблизились к нему с угрожающими жестами, так что я видел, что его убьют. Не теряя минуты, я раздвинул группу и добрался до капитана Бока, чтобы его прикрыть; заставив всех замолчать, я потребовал от капитана Бока его шпагу и объявил ему, что он арестован, за дерзость, которую себе позволил, явившись ко мне, чтобы затеять ссору с офицерами, которых он встречал по 100 раз на день. Я отправил его с батальонным адъютантом на гауптвахту, а сам немедленно направился к нашему генералу Потемкину с рапортом обо всем происшедшем и для вручения ему шпаги Бока. Я убедился, что генерал протежировал Боку, но, так как для меня это безразлично, я не хотел вступать с ним в пререкания, ни обвинять, ни оправдывать Бока, а заявил только, что иначе поступить я не мог, как для спасения самого Бока, так и из уважения к обществу офицеров. Затем я возвратился в Лавернуа, где мои офицеры ждали меня, чтобы сесть за стол, и мало-помалу волнение улеглось». Вскоре после этих событий переведён из гвардии в армию с производством в майоры и назначением в Александрийский гусарский полк. Умер в 1872 году в Женеве (Genes, Suisse) в возрасте 80 лет. Награждён орденом Святого Владимира 4-й степени с бантом (1812 год) и серебряной медалью «В память Отечественной войны 1812 года». Был женат на Мине Ундритс (Miina Undrits), детей не имел.

Комментариев нет:

Отправить комментарий