среда, 4 июля 2018 г.

Гретри (Andre-Ernest-Modeste Gretry) Андре-Эрнест-Модест (1741-1813)

Гретри (Andre-Ernest-Modeste Gretry) Андре-Эрнест-Модест (1741-1813) – знаменитый французский композитор бельгийского происхождения. Родился 8 февраля 1741 года в Льеже (Liege) в семье скрипача Франсуа Гретри (Franсois Grеtry) (1714-1768) и его супруги Марии-Жанны Дефоссе (Marie-Jeanne Defossеz) (1715-1800), с шестилетнего возраста состоял певчим в хора собора Сен-Дени (Saint-Denis). С 1753 года обучался клавиатуре и композиции у Николя Реннекена (Nicolas Rennekin) и Анри Моро (Henri Moreau), практиковал, участвуя в представлениях Итальянской Оперы (Comеdie Italienne), в марте 1759 года отправился в Италию и в течение пяти лет совершенствовал своё музыкальное образование в Риме (Rome) в Колледже Дарши (Сollеge Darchis), где написал музыку для интермедии «Le Vendemiatrici», с восторгом принятой публикой. В 1767 году перебрался в Париж (Paris) и 26 августа 1768 года добился оглушительного успеха своим либретто по произведениям Мармонтеля (Jean-Francois Marmontel) (1723-1799) к опере «Le Huron», последующие за этим оперы «Lucile» (5 января 1769 года) и «Le Tableau parlant» (20 сентября 1769 года) выдвинули Гретри на позиции ведущего композитора комической оперы. Во время Революции потерял большую часть своего имущества, но по-прежнему был популярен благодаря революционному энтузиазму его опер «La rosiere republicaine» (1794 год), «Joseph Barra» (1794 год) и «La fete de la raison». С 1795 года исполнял обязанности инспектора Консерватории (Conservatoire de Paris), с 1796 года – член Французского Института (Institut de France), при Империи получил почётную пенсию. Умер 24 сентября 1813 года в Монморанси (Montmorency) близ Парижа в возрасте 72 лет, похоронен на кладбище Пер-Лашез (Cimetiere du Pere-Lachaise), через 15 лет сердце композитора было перевезено в Льеж. Шевалье Почётного Легиона (18 декабря 1803 года), автор 66 опер, из которых наиболее известны: «Les Deux Avares» (1770 год); «L,Amitie a l,epreuve», представленная королевскому двору в Фонтенбло (Fontainebleau) 13 ноября 1770 года; «Zemire et Azor» (1771 год), переведённая на итальянский, немецкий и голландский языки; «L,Ami de la maison» (14 марта 1772 года); «Magnifique» (4 марта 1773 года); «La Rosiere de Salency» (28 февраля 1774 года); «La Fausse Magie» (1775 год); «Jugement de Midas» (1778 год); «Colinette a la Cour» (1782 год); «Richard Coeur-de-lion» (21 октября 1784 года), романс из которой «O Richard, O mon Roi, l,univers t,abandonne» был исполнен на банкете Королевских телохранителей в Версале (Versailles) 3 октября 1789 года; «La caravane du Caire» (1783 год), написанная на текст графа Прованского (Louis-Stanislaw-Xavier de Bourbon, comte de Provence), состоящая в репертуаре в течение пятидесяти лет и представленная 503 раза; «Panurge dans l,ile Lanternes» (1785 год); «Pierre le Grand» (1791 год); «Guillaume Tell» (1792 год); «Callias, ou Amour et Patrie» (1797 год) и «Mariage d,Antonio» (1807 год). Мелодия «Марсельезы» (Marseillaise) также заимствована из одной из опер Гретри. С 3 июля 1771 года был женат на Жанне-Марии Грандон (Jeanne-Marie Grandon), дочери художника из Лиона (Lyon). Автор работ: «Memoires ou Essais sur la musique» 1789 год), «La Verite,ou Ce que nous fumes, ce que nous sommes, ce que nous devrions etre» (1801 год) и «Methode pour apprendre a preluder en peu de temps avec toutes les ressources de l,harmonie» (1802 год). Портрет композитора написан в 1810 году живописцем Робером Лефевром (Robert Lefеvre) (1756-1830). 
Gravure de Jean-Pierre Sudre (1783-1866), 1830

Комментариев нет:

Отправить комментарий