Сражение на Баскском рейде (Basque Roads) – морское сражение, произошедшее 11 апреля 1809 года у устья Шаранты (Charente) близ острова Экс (Ile d,Aix) между британским флотом адмирала сэра Джона Джеймса Гамбьера (Sir John James Gambier) (1756-1833) (11 линейных кораблей, 7 фрегатов, 6 бригов, 5 шлюпов, 2 бомбардирских и 3 ракетных судна) и французской эскадрой адмирала Захария-Жака-Теодора Аллемана (Zacharie-Jacques-Theodore Allemand) (1762-1826) (10 линейных кораблей, 5 фрегатов и бриг). В конце октября 1808 года Император приказал эскадрам Бреста (Brest), Лориента (Lorient) и Рошфора (Rochefort) выйти в море и объединиться у острова Экс (Ile d,Aix) для совместной транспортировки подкреплений в Вест-Индию, с этой целью 7 февраля 1809 года командующий Брестской эскадры контр-адмирал Вилломец (Jean-Baptiste-Philibert Willaumez) (1761-1841) получил приказ прорвать английскую блокаду побережья и 21 февраля покинул порт во главе морского эскадрона из 8 линейных кораблей (120-пушечный «Ocean», 80-пушечные «Foudroyant» и «Ville-de-Varsovie», 74-пушечные «Tourville», «Jean Bart», «Tonnerre», «Aquilon» и «Regulus»), двух фрегатов (40-пушечные «Indienne» и «Elbe»), 16-пушечного брига «Nisus» и шхуны «Magrie». Однако, это движение было обнаружено британским дозором (74-пушечный линкор «Revenge»), оповестившим блокирующего Лориент капитана Бересфорда (John Poer Beresford) (1766-1844), который незамедлительно двинулся наперерез французам во главе 74-пушечных кораблей «Theseus», «Resolution» и «Valiant», после чего адмирал Вилломец принял решение убрать паруса и лечь в дрейф, дожидаясь темноты. На рассвете он отослал шхуну «Magrie» в Лориент, чтобы поторопить с выступлением эскадрон капитана Труда (Amable-Gilles Troude) (1762-1824) (последний не смог выйти в море из-за затяжного штиля), а сам пошёл к острову Экс, двигаясь между берегом и островом Бель-Иль (Belle-Ile-en-Mer). Вечером 23 февраля движение французов было обнаружено несущем дозор у маяка острова Ре (Ile-de-Rе) 36-пушечным фрегатом «Amethyste» капитана Сеймура (Sir Michael Seymour) (1768-1834), который сигнальными ракетами оповестил об этом блокирующий Баскский рейд эскадрон адмирала Стопфорда (Robert Stopford) (1768-1847) (80-пушечный линейный корабль «Caesar», 74-пушечные линкоры «Donegal» и «Defiance», 36-пушечный фрегаты «Naiad» и «Emerald»). К полуночи отряд Стопфорда был ввиду французской эскадры, вставшей на якорь у Рошфора - Рошфорская эскадра под командой капитана Форе (Gilbert-Amable Faure) (1755-1819) не смогла присоединиться к Вилломецу, вследствие свирепствующей на кораблях эпидемии, а после прибытия основных сил Флота Канала (Channel Fleet) под командой адмирала Гамбьера, французы оказались заперты на Баскском рейде. 29 февраля 1809 года линкор «Jean Bart», сел на мель у острова Мадам (Ile Madame) и был оставлен командой, остальные корабли, в том числе эскадрон капитана Форе (74-пушечные линкоры «Cassard», «Patriote» и «Jemmappes», 40-пушечные фрегаты «Pallas», «Hortense» и «Calcutta») расположились на якоре тремя линиями юго-западнее острова Экс, перекрывая фарватер в Шаранту. 3 апреля 1809 года к британскому флоту присоединился 38 пушечный фрегат «Imperieuse» под командой капитана Кокрейна (Thomas Cochrane) (1775-1860), который по приказу Адмиралтейства (Admiralty) должен был под личным руководством адмирала Гамбьера возглавить операцию по уничтожению французской эскадры. 17 марта 1809 года адмирал Аллеман по приказу морского министра (Ministre de la marine) заменил контр-адмирала Вилломеца на посту командира объединённой эскадры, в ночь с 11 на 12 апреля 1809 года французские линии были атакованы английскими брандерами и ракетными кораблями, под угрозой которых большинство кораблей обрубили якоря и были выброшены на мель, где с 14 по 19 апреля подвергались непрерывным атакам британских канонерских лодок, брандеров и шлюпов – 4 линейных корабля ((«Ville-de-Varsovie», «Tonnerre», «Aquilon» и «Calcutta») и фрегат «Indienne» были сожжены; 7 линейных кораблей и три фрегата получили тяжёлые повреждения; французы потеряли 250 убитых, 800 раненых и 650 пленных (потери англичан – 32 человека). 31 августа 1809 года в Рошфоре состоялся суд, который приговорил капитана Лафона (Jean-Baptiste Lafon) (1760-1809), командира «Calcutte» к расстрелу; капитана Лакейля (Charles-Nicolas Lacaille) (1754-1819), командира «Tourville» - к двум годам заключения и исключению из Почётного Легиона; капитана Прото (Guillaume-Marcelin Proteaux) (1772-1837), командира «Indienne» - к трёхмесячному заключению; адмирал Мартен (Pierre Martin) (1752-1820), публично осудивший смертный приговор капитану Лафону, был освобождён от своих обязанностей, а Аллеман заменён адмиралом Трюге (Laurent-Jean-Francois Truguet) (1752-1839) и 7 июля 1809 года получил под команду Средиземноморскую эскадру.
Состав британского флота: флагман адмирала Гамбьера 120-пушечный линейный корабль «Caledonia» капитана Баррарда-Нила (Sir Harry Burrard-Neale) (1765-1840), флагман адмирала Стопфорда (Robert Stopford) (1768-1847) 80-пушечный линейный корабль «Caesar» капитана Ричардсона (Charles Richardson), 80-пушечный линейный корабль «Gibraltar» капитана Болла (Henry Lidgbird Ball) (1756-1818), 74-пушечные линкоры «Hero» капитана Ньюмана-Ньюмана (James Newman-Newman) (1767-1811), «Donegal» капитана Малькольма (Pulteney Malcolm) (1768-1838), «Resolution» капитана Барлтона (George Burlton) ( -1815), «Theseus» капитана Бересфорда (John Poer Beresford) (1766-1844), «Valiant» капитана Блая (John Bligh) (1770-1831), «Illustrious» капитана Браутона (William Robert Broughton) (1762-1821), «Bellona» капитана Дугласа (Stair Douglas) и «Revenge» капитана Керра (Alexander Robert Kerr) (1770-1831), 44-пушечный фрегат «Indefatigable» капитана Джона Родда (John Tremayne Rodd) (1769-1838), 38 пушечный фрегат «Imperieuse» капитана Кокрейна (Thomas Cochrane) (1775-1860), 36-пушечный фрегат «Aigle» капитана Вольфа (George Wolfe), 36-пушечный фрегат «Emerald» капитана Мэйтланда (Frederick Lewis Maitland) (1777-1839), 32-пушечный фрегат «Unicorn» капитана Гардимэна (Lucius Hardyman), 32-пушечный фрегат «Pallas» капитана Сеймура (George Seymour) (1787-1870), 44-пушечный фрегат «Mediator» капитана Джеймса Вулдриджа (James Wooldridge), 18-пушечный шлюп «Beagle» капитана Ньюкомба (Francis Newcombe), 18-пушечный шлюп «Deterel» капитана Абди (Anthony Abdy), 18-пушечный шлюп «Foxhound» капитана Грина (Pitt Barnaby Greene), 14-пушечный бриг «Insolent» капитана Морриса (John Row Morris), 12-пушечный бриг «Insolent» лейтенанта Талбота (James Hugh Talbot), 12-пушечный бриг «Conflict» лейтенанта Батта (Joseph Batt), 12-пушечный бриг «Contest» лейтенанта Грегори (John Gregory), 12-пушечный бриг «Fervant» лейтенанта Хейра (John Edward Hare), 12-пушечный бриг «Growler» лейтенанта Кроссмана (Richard Crossman), 10-пушечный шлюп «Lyra» капитана Бевьянса (William Bevians), 10-пушечный шлюп «Redpole» лейтенанта Джойса (John Joyce), бомбардирские корабли «Thunder» капитана Колфилда (James Caulfield) и «Aetna» капитана Годфри (William Godfrey), ракетные суда (Rocket-ship) «Whiting», «Nimrod» и «King George»).
Состав французского флота: флагман адмирала Аллемана 120-пушечный линейный корабль «Ocean» капитана Роллана (Pierre-Nicolas Rolland) (1761-1825), флагман адмирала Гурдона (Antoine-Louis de Gourdon) (1765-1833) 80-пушечный линейный корабль «Foudroyant» капитана Анри де ла Бланшетэ (Antoine Henri de la Blanchetais) (1766-1843), 80-пушечный линейный корабль «Ville-de-Varsovie» капитана Кювилье (Jacques-Philippe Cuvillier) (1774-1857), 74-пушечные линкоры «Tourville» капитана Лакейля (Charles-Nicolas Lacaille) (1754-1817), «Jean Bart» капитана Лебозека (Charles-Helene Le Bozec) (1758-1837), «Tonnerre» капитана Клемана де ла Ронсьера (Nicolas-Julien Clement de la Ronciere) (1753-1815), «Aquilon» капитана Мэньона (Jacques-Remy Maingon) (1765-1809), «Regulus» капитана Люка (Jean-Jacques-Etienne Lucas) (1764-1819), «Cassard» капитана Форе (Gilbert-Amable Faure) (1755-1819) и «Jemmappes» капитана Фово (Joseph Fauveau) (1755-1822), 50-пушечный линкор «Calcutta» капитана Лафона (Jean-Baptiste Lafon) (1769-1809), 40-пушечные фрегаты «Indienne» капитана Прото (Guillaume-Marcellin Proteau) (1772-1837), «Elbe» капитана Белленжера (Jacques-Francois Bellenger) (1760-1831), «Pallas» капитана Лебиго (Armand-Francois Le Bigot) (1770-1820) и «Hortense» капитана Алгана (Emmanuel Halgan) (1771-1852), 16-пушечный бриг «Nisus».
«Regulus» under attack by
British fireships, during the evening of 11 April 1809, by Louis-Philippe
Crepin (1772-1851)
|
«Regulus» stranded on the shoals of Les Palles, 12 April
1809, by Louis-Philippe Crepin
|
«Regulus» stranded in the mud in front of Fouras under
attack by British ships, by
Louis-Philippe Crepin
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий